Пышные обиды и неожиданные бонусы

Айсылу КАДЫРОВА
Пышные обиды и неожиданные бонусы

Период пышных обид и неожиданных бонусов - так можно охарактеризовать уходящий год в Казани, если судить о нем по событиям в сфере культуры. 

Главным героем года я бы назвала Александра Сладковского. На главного дирижера и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Татарстана успели обидеться руководители абсолютно всех значимых культурных организаций города. Приглашенный на работу в Казань маэстро сумел "всего лишь" убедить президента Минниханова, что главный оркестр республики имеет все основания быть такой же визитной карточкой республики, как хоккейная команда "Ак Барс" или футбольная - "Рубин". А может, еще и более значимой. Президент Сладковскому поверил - оркестр получил грант в 120 миллионов рублей и статус автономного учреждения культуры.

С приходом Сладковского (который за год работы стал, пожалуй, самым узнаваемым музыкантом города) ощутимо изменилась жизнь музыкантов ГСО РТ. А ГСО РТ, в свою очередь, освежил культурную жизнь Казани. Инициативы оркестра - появившиеся музыкальные фестивали "Казанская осень", "Рахлинские сезоны", "Белая сирень" (имени Сергея Рахманинова) и "Concordia" (современной музыки имени Софии Губайдулиной) - стали заметными событиями и в масштабах России...
Приглашенного режиссера театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Михаила Панджавидзе я бы тоже назвала героем уходящего года. Постановщик всех самых кассовых оперных спектаклей в Казани, он по итогам сезона 2010/2011 номинирован на театральную премию России "Золотая маска" - за казанскую постановку "Лючии ди Ламмермур". Кстати, на "Маску" также претендуют сама постановка (в номинации "Лучший оперный спектакль"), исполнительница заглавной роли Альбина Шагимуратова ("Лучшая женская роль в опере") и сценограф Игорь Гриневич ("Лучший художник")...

Еще одним героем уходящего года я считаю не приглашенного, а казанского режиссера Фарита Бикчантаева. Главный режиссер Камаловского театра стал в минувшем сезоне председателем Союза театральных деятелей РТ. Казанский Дом актера, где базируется СТД РТ, при Бикчантаеве начал оживать. Здесь стали проводить театральные пресс-конференции (впервые с 1968 года), создали экспериментальный театр "Свободная сцена", открыли детскую театральную студию "Нур"...

Именно Бикчантаев поддержал три года назад предложение своих учеников о проведении в Казани фестиваля молодой режиссуры. В уходящем году при непосредственном покровительстве Бикчантаева в городе прошел уже III Всероссийский фестиваль молодой режиссуры "Ремесло". Участвовали в нем режиссеры из Казани, Уфы, Альметьевска, Стерлитамака, а также столицы Македонии - города Скопье.

Бикчантаев имеет отношение и к лучшим гастрольным проектам, которые в уходящем году видели казанцы. В первую очередь это гастроли Санкт-Петербургского Малого драматического театра - театра Европы. Труппа этого театра стала гостем театрального фестиваля тюркских народов "Науруз": привезла в Казань один из самых знаменитых спектаклей Льва Додина - "Три сестры" по одноименной пьесе Чехова. А триумфом гастрольно-концертной деятельности в Казани я бы назвала концерт легендарного Стинга (организатор гастролей - Денис Валеев) и презентацию проекта "Гражданин поэт" (организатор гастролей - ГКО "Сабантуй").

В каком-то смысле гастрольным (и бесспорно удачным) можно считать и проект Музея изобразительных искусств РТ - международную выставку "Николай Фешин. От Казани до Таоса". Экспозиция составлена из картин художника из семи российских и шести американских музеев. И то, что шедевры Фешина собраны в одном пространстве, редчайший случай в музейной практике...

В уходящем году Казани везло с театральными, музыкальными, музейными проектами. Проблемными остаются проекты в области кино. Несмотря на то что город и республика ежегодно проводят крупный международный фестиваль - фестиваль мусульманского кино, своим кинематографом Татарстан похвастать не может. На фестиваль мусульманского кино тратятся немалые деньги из бюджета, а на татарстанский кинематограф денег традиционно нет...