Разворот наоборот: в здании Татарской филармонии хотят поменять местами зад с передом

Инна СЕРОВА
Разворот наоборот: в здании Татарской филармонии хотят поменять местами зад с передом

Перенести центральный вход в Татарскую государственную филармонию им. Тукая с улицы Павлюхина на улицу Спартаковскую, а также перестроить здание бывшего ДК изнутри, приспособив его под свои нужды, задумала администрация филармонии. Проект, реализация только одной части которого оценивается в 86 млн рублей, пока существует лишь в эскизном варианте — его разработал один из авторов проекта мечети Кул Шариф Айвар Саттаров. Но архитекторы-реставраторы и защитники памятников старины уже высказались против кардинальной перестройки величественного здания филармонии.

- Действительно, мы предлагаем перестроить здание, которое занимаем с 2000 года, с учетом современных нужд и перенести главный вход в него на противоположную сторону — со стороны парка, - подтвердил «Вечерней Казани» существование грандиозного плана директор филармонии Кадим Нуруллин. - По мнению архитекторов - а у нас побывали не только местные, но и московские специалисты, - в этом нет ничего плохого. А нам это жизненно необходимо. Если мы, как задумано, перенесем вход, а на месте существующего парадного входа устроим дополнительные гримерные, то решим проблему, которую не удалось решить в ходе капитального ремонта в 2007 году. Ведь наше здание изначально строилось как Дом культуры, в нем имеется всего две гримерные и 610 зрительских мест. Этого катастрофически мало для филармонии! Из-за нехватки гримерных приезжим артистам нередко приходится переодеваться на улице — прямо в автобусах. А зрительских мест нам требуется как минимум тысяча. Люди в филармонию идут! В декабре у нас прошло более 60 концертов, в январе ожидается более 40…

Решить вопрос с дополнительными зрительскими местами, по мнению Нуруллина, поможет задуманное им перекрытие пространства внутреннего дворика, который смотрит в парк. А вкупе с переносом в парк главного входа в здание это, по убеждению директора филармонии, позволит решить и вопрос о коротком выходе для зрителей к метро и остановкам общественного транспорта, и даже проблему повышения культурного уровня казанцев:
- Если вход в филармонию будет со стороны парка, то на главной аллее можно разместить памятники деятелям культуры и народ будет знать их в лицо! - мечтает директор.

Впрочем, в течение 2018 года Кадим Нуруллин надеется лишь завершить устройство новых гримерных и провести ряд других внутренних преобразований, которые, по его словам, обойдутся в «незначительную сумму — всего 86 миллионов рублей». Кульбит на 180 градусов с переносом главного входа — дело куда более затратное, и в какую сумму он может обойтись, руководство филармонии пока не прикидывало.

На вопрос, как к этим планам относятся в республиканском минкульте, Кадим Нуруллин уверенно ответил, что все идеи должны получить одобрение чиновников:
- Они уже в курсе наших хотений. Мир не стоит на месте. В том, чтобы, сохранив стилистику старого здания, обеспечить новые возможности, есть здравый смысл!

- Директора филармоний приходят и уходят, а памятники остаются, - эмоционально отреагировала на инициативу Кадима Нуруллина зампредседателя ТРО ВООПИиК Фарида Забирова. - Здание филармонии с 2015 года находится под госохраной как памятник культуры. Изначально, в 1955 году, оно строилось по проекту казанских архитекторов Павла Саначина и Георгия Солдатова как Дворец культуры завода синтетического каучука. Предметом охраны являются фасады здания, заполнение оконных проемов, вообще все особенности, благодаря которым оно признано памятником. Они должны сохраняться! Если проект реконструкции, который их не сохраняет, был заказан и уже кем-то выполнен - это зря потраченные деньги. Проекты реконструкции и реставрации таких объектов должна выполнять лицензированная российским минкультом специализированная организация, при этом вся проектная документация должна согласовываться с Минкультом РТ. Не думаю, что руководству филармонии будет так просто согласовать задуманные изменения.

- Пожелания администрации филармонии нереальны, - согласна с Забировой архитектор-реставратор высшей категории ГУП «Татинвестгражданпроект» Светлана Мамлеева. - Чтобы осуществить такие переделки, проект должен пройти экспертизу, научно-методический совет, а проект Саттарова, как мне кажется, никогда эти этапы не пройдет. Я не понимаю, зачем вообще менять облик этого здания. Да и не стоит овчинка выделки! К примеру, мы в Татинвестгражданпроекте, который имеет лицензию на реставрационные работы, недавно попытались на основе идеи Саттарова разработать проект остекления арок входа со стороны улицы Павлюхина, чтобы разместить там гримерные. Оказалось, что после необходимого усиления конструкций с учетом противопожарных норм для гримерных остается, условно говоря, каких-то два квадратных метра. Что же касается идеи с переносом входа, то, на мой взгляд, она в корне неправильная. А вообще, если использование объекта культурного наследия входит в противоречие с его сохранностью, приоритет — за сохранностью. Если здание в таком виде не выполняет свою функцию, надо изменить его функцию.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА