Речной вокзал откроют, но к Универсиаде

Валентина ПАХОМОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

О реконструкции Казанского речного порта  и здания вокзала    у нас  вспоминают  лишь накануне знаменательных событий. Когда готовились к  тысячелетию Казани, в туристические маршруты  включили  посещение привокзальной  набережной,  с которой открывается великолепный  вид на Волгу. Однако  прогулки  гостей  столицы  по  набережной были отменены, поскольку ни вокзал, ни набережная  так и не были отремонтированы.  Теперь вот   в   Минтрансе РТ снова вспомнили  о речном  порте  в связи с подготовкой к Универсиаде.

По проекту  планируется увеличить  площадь вокзала до 2737 квадратных метров. Предстоит также реконструкция  десяти пассажирских  причалов  местных линий и причальной стенки.  Кроме этого, предполагается  восстановить  движение  по скоростным  пассажирским линиям до Нижнекамска, Набережных Челнов, Уфы, Ижевска, Перми, Ульяновска, Тольятти, Самары и других городов, что позволит  организовать комфортную  доставку болельщиков на   соревнования  Универсиады  из 500-километровой  зоны.   По расчетам специалистов минтранса, на реконструкцию понадобится  760 миллионов рублей.

Но хватит ли  инвесторам этой суммы  на все про все - большой вопрос.  Ведь после тысячелетия Казани прошло  шесть лет, а  в речном порту мало что изменилось.  Так, здание вокзала до сих пор на замке, а следы незавершенного турецкой компанией в 2005 году  ремонта  видны  у входных дверей, возле которых строительный мусор. Его на днях начали выгребать из здания  вокзала.  Через застекленные  окна  хорошо просматриваются  стены и потолок, с которых осыпалась штукатурка.   На привокзальной площади  и посидеть-то негде, ни ресторанов, ни кафе  здесь нет.  

Еще больше проблем  с обновлением  водного транспорта.

-  Основные  производственные фонды на предприятиях  водного транспорта значительно устарели, зачастую износ  флота  достигает  ста процентов, - сказал на коллегии Минтранса РТ  глава ведомства  Ленар Сафин. -  В то же время российские судостроительные компании в состоянии вывести  на рынок  новую продукцию - речные  пассажирские суда нового поколения.  Например, судно проекта А-145 "Лена" разработки Зеленодольского судостроительного завода обладает высокими скоростными показателями и вместе с тем характеризуется высокой экономичностью и комфортом. Но зеленодольский завод, как и большинство предприятий этой отрасли, не обладает налаженной системой сбыта. Высокая стоимость речных судов нового поколения не позволяет судоходным предприятиям самостоятельно реализовать программы обновления флота. При принятии соответствующей программы уже в 2012 году можно начать строительство двух речных судов на Зеленодольском заводе, а в 2013 году ввести их в эксплуатацию и использовать для обслуживания гостей Универсиады.

Что касается безопасности речных перевозок, то, возможно,  уже   в этом году в речном порту  появится администрация, выпускающая суда на маршруты. В Госдуме в первом чтении  уже принят пакет законов, которые значительно ужесточат меры к речным перевозчикам. В частности,  увеличатся штрафы для  судоходных компаний, которые не выполняют требования по безопасности. Кроме того, на реках России вводятся администрации портов.