Репетиции казанской "Жизели" начались во дворце Гарнье

Айсылу КАДЫРОВА
Репетиции казанской "Жизели" начались во дворце Гарнье

В "Жизели" Адана главные партии исполняли прима-балерина Национального балета Королевства Нидерландов Юргита Дронина (Жизель) и этуаль Парижской оперы Матиас Эйманн (граф Альберт). Корреспонденты "ВК" познакомились с ними накануне спектакля - на оркестровой репетиции.

Из множества репетиций, которые видела, эту я вряд ли забуду: ближе к концу второго акта она прервалась бурными аплодисментами женского кордебалета, находящегося на сцене. Танцовщицы аплодировали Матиасу Эйманну, который с невиданной в наших краях безупречной чистотой и легкостью исполнил тридцать два антраша. Эти аплодисменты здорово разрядили обстановку. Все как будто бы очнулись после гипноза. Потому что до виртуозных прыжков француза почти у всех очевидцев репетиции аж дух перехватывало от красоты танца изящной Юргиты Дрониной. Совершенно невозмутимыми оставались лишь музыканты оркестра (им из ямы ничего не было видно) и дирижер Ренат Салаватов, который периодически деловито уточнял: "Тут поклоны будут? Пауза нужна?", "Темп удобный?", "Еще раз пройдем?"...

По окончании репетиции я договорилась с солистами об интервью. Матиас назначил мне встречу на следующий день, а застенчивая Юргита сразу согласилась на беседу.

- Только вы заранее меня извините, я стала забывать русские слова: не часто встречаю русских собеседников, - сказала двадцатипятилетняя балерина, которая родилась в Саратове, училась в балетных академиях Вильнюса и Мюнхена, а карьеру начинала в Шведском Королевском балете.

Рассказываю Юргите, что в России знают о тревожной ситуации в балетном мире Нидерландов, где недавно Совет по культуре объявил о сокращении субсидий на 50% для Амстердамского балета (HNB) и Голландского театра танца (NDT). Сообщаю, что многие мои друзья уже подписали петицию в поддержку танцовщиков из Нидерландов на специально по этому поводу созданном сайте в Интернете.

- Спасибо вам большое! - искренне благодарит Юргита. - Понимаете, если субсидии сократят, это будет иметь катастрофические последствия для балета Нидерландов, который уже давно ценят во всем мире. В отличие от других танцевальных компаний Голландии в репертуаре Национального балета присутствуют классические, романтические, неоклассические и современные работы, а также постановки знаменитых хореографов Кристофера Брюса, Каролин Карлсон, Уильяма Форсайта, Марты Грэм... Я потому и решила продолжить карьеру именно в Национальном балете Королевства Нидерландов, которому в этом году исполняется 50 лет. В честь юбилея репертуар труппы, совершенно уникальный, будет пополняться. И некоторые спектакли будут ставиться специально на меня...

Неожиданно выясняется, что не только высокий авторитет этой труппы в балетном мире и богатейший репертуар - причины, по которым Юргита решила перебраться из Стокгольма в Амстердам. Главное - в балете Нидерландов танцует Седрик Иньяс.

- Мы встретились по работе, и сразу стало понятно: у нас идеальный дуэт. Возникло ощущение, что мы как танцовщики просто созданы друг для друга.

В апреле Юргита и Седрик танцевали в Санкт-Петербурге на Гала-концерте мировых звезд балета в честь юбилея балерины Наталии Макаровой. Он проходил в рамках фестиваля "DANCE OPEN", на котором Дронина победила в номинации "Мисс выразительность".

- За эту победу мне вручили приз - хрустальную копию ножки Анны Павловой, - рассказывает Юргита. - А годом раньше на этом же фестивале я со своим партнером из Шведского Королевского балета Лукой Ветере выиграла номинацию "Лучшая пара". Тогда мне тоже вручили хрустальную копию ножки Павловой. Теперь у меня две "ноги": одна осталась в квартире в Стокгольме, а вторую я привезла с собой в Амстердам...

С парижским танцовщиком Матиасом Эйманном Юргита целых спектаклей еще не танцевала, до казанской гастроли они встречались только на гала-концертах. Любопытно, что репетировать "Жизель" для дебюта на Нуриевском фестивале они начали вовсе не в Казани: Юргита специально приезжала к Матиасу в Париж.

- Мы занимались в репетиционной студии Парижской оперы, которая расположена в знаменитом дворце Гарнье. Быстро нашли общий язык, думаю, у нас получится интересный спектакль...

Любимые балерины Юргиты - Алина Кожокару и Наталия Макарова: именно они, такие разные, вдохновляют ее. Дронова объясняет, что на Западе в отличие от России нет строгих стандартов для классических балетов: "Лебединое озеро" может танцевать балерина маленького роста, "Жизель" - высокая танцовщица... Кстати, в классическом репертуаре миниатюрной Юргиты имеются оба этих балета.

Про казанский Нуриевский фестиваль Юргита слышала уже давно:

- Это один из авторитетных балетных форумов современности, ведь на нем был сам Рудольф Нуриев, танцовщик-легенда. Для меня большая радость - танцевать на Нуриевском фестивале...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.