Режиссер Алексей Барыкин: «Главная героиня моей картины - не водяная»

Айсылу КАДЫРОВА
Режиссер Алексей Барыкин: «Главная героиня моей картины - не водяная»

Казанский режиссер, сценарист и продюсер Алексей Барыкин заканчивает съемки приключенческого фильма «Водяная», а в понедельник приступит к работе в жюри специального конкурса-номинации «Россия молодая» на XII Казанском международном фестивале мусульманского кино. Корреспонденту «Вечерней Казани» Барыкин рассказал о личных зрительских предпочтениях, работах своих учеников и, конечно же, о «Водяной», которой он увлечен в эти дни больше всего.

- Сценарий «Водяной» я написал сам по мотивам произведений Каюма Насыри, - говорит Алексей Барыкин. - Нельзя утверждать однозначно, что это будет приключенческий фильм для детей. Вот поздний «Гарри Поттер» - он для кого? И для детей, и для взрослых, правильно? Так и наша «Водяная», я надеюсь... Кстати, главная героиня моей картины не водяная. Главные герои картины - современные дети: одиннадцатилетний мальчик и шестилетняя девочка. Они приезжают из Москвы на лето в татарскую деревню, в один прекрасный день их маму похищает Су Анасы - мать воды, водяная. И дети ищут способы спасти ее.

- Это будет фильм на татарском языке?

- Будет все как в жизни: татары между собой общаются на татарском языке, с русскими - на русском. Я еще не решил, будем мы использовать титры или синхронный перевод... Мы хотим сделать зрелищный фильм - со спецэффектами, трюками, красивыми костюмами. Команда подобралась замечательная! Если говорить про актеров, то у нас снимаются знаменитые камаловцы Нафиса Хайруллина, Ильдус Габдрахманов, Фанис Зиганшин... Маму детей играет актриса Казанского ТЮЗа Гузель Шакирзянова. Роль девочки я доверил своей дочери Кате...

- Где проходят съемки?

- В одном из красивейших уголков Татарстана - в деревне Большие Ачасыры. Это в Зеленодольском районе, недалеко от острова Свияжск. О Больших Ачасырах можно найти много подробностей в публикациях известного татарского мыслителя и просветителя Каюма Насыри, что тоже, конечно, повлияло на выбор локации, поскольку я писал сценарий «Водяной» по мотивам произведений Насыри. Дата премьеры еще неизвестна, она будет следующей весной, не раньше.

- Можете назвать бюджет «Водяной»?

- Минимум 4 миллиона рублей. Половину этой суммы нам выделил частный фонд «Ника» Владимира Братухина - предпринимателя и депутата из Зеленодольска. А другая половина - это грант президента Минниханова. Часть денег пойдет на рекламное продвижение «Водяной». Это будет первый татарстанский фильм с большой продуманной рекламной кампанией! Обычно ведь у нас деньги на создание кино выделяют, а на продвижение - нет. Что в корне неверно: не иметь денег на продвижение картины - провальный путь. Я знаю это по опыту своего последнего фильма - комедии «Семейные хлопоты» http://www.evening-kazan.ru/articles/v-semeynyh-hlopotah-kazanskogo-rezh..., которая шла у нас в прокате пять уик-эндов. Если в первый уик-энд сборы были весьма скромными, то перед вторым мы вложились в рекламу - и показатели сразу взлетели.

- Можно сказать, что эта комедия, которая обошлась вам в 1 миллион 200 тысяч рублей, окупила себя?

- Пока нельзя, но фильм продолжает зарабатывать. Он заработал уже не меньше 400 тысяч рублей, а сейчас ведутся переговоры с одной компанией, которая хочет купить у нас сценарий и снять ремейк «Семейных хлопот» - с известными актерами, в Москве. Ведутся переговоры с другими компаниями - по поводу интернет-продажи фильма в фирменных онлайн-магазинах. Нужно забыть о том, что прокатом можно окупить фильм: такое бывает только в США и в Индии. Как говорят опытные продюсеры, кино начинает окупать себя и приносить прибыль уже после проката на широком экране, когда стартуют телевизионные показы, продажа тех или иных прав.

- Говорят, современное якутское кино окупается в прокате.

- Да, кстати. Это феномен! Якуты нашли правильное соотношение между тем, каким должен быть бюджет фильма, и тем, сколько этот фильм может заработать в прокате. И пришли они к этому еще в 2003 году! У нас в Татарстане киноиндустрия заработает полноценно лишь тогда, на мой взгляд, когда снятого для широкого зрителя кино станет много. Это жанровые фильмы - комедии, боевики, ромкомы... Меня очень порадовало, что режиссер Салават Юзеев, известный своими артхаусными работами, стал снимать короткометражные комедии, татарометражки так называемые. Он из узкой фестивальной плоскости вышел в зрительскую. Я это приветствую.

- Интересное широкому зрителю кино будете поощрять и как член жюри конкурса-номинации «Россия молодая» на Казанском фестивале мусульманского кино?

- Трудно сказать. Я люблю кино, которое интересно широкому зрителю и является при этом произведением искусства. Таких фильмов немного, намного чаще можно встретить произведение искусства, которое интересно единицам... Насколько мне известно, в номинацию «Россия молодая» вошло десять разножанровых фильмов. Лучшие среди них мы будем выбирать с режиссером Юрием Быковым.

- В «России молодой» есть работы татарстанцев?

- Да, конечно. И некоторые я видел на дипломных показах в Казанском институте культуры.

- Что немудрено: вы же там преподаете, заведуете кафедрой киноискусства... Кстати, чем занимается сейчас самый известный ваш ученик Рустам Рашитов?

- Снимает для канала ТНВ сериал по бестселлеру Аделя Кутуя «Неотосланные письма». Потом мы с ним вместе продолжим работу над фильмом «Айсылу» . Мы же планировали, что у нас будет сериал, но финансирования - гранта Министерства культуры Татарстана в 1 миллион рублей - хватит только на одну серию. История «татарской Золушки» Айсылу продолжится в этой серии в Казани, на ее карьерном пути встретится звезда татарской эстрады Венера Ганеева. Это пока все, что я могу вам рассказать...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.