Режиссер Ильшат Рахимбай показал казанцам незаконченное кино

Айсылу КАДЫРОВА
Режиссер Ильшат Рахимбай показал казанцам незаконченное кино

Вчера в большом зале Камаловского театра показали два новых короткометражных фильма казанского кинорежиссера Ильшата Рахимбая - «Не верю!» и «Представь». Уже после показа Рахимбай заявил, что кинолента «Представь» - только начало большой киноистории, которую он снимет, если найдет инвестиции. Иными словами - зрителям продемонстрировали незавершенную работу, но одураченными они себя вряд ли почувствовали: на обсуждении фильмов дифирамбы Рахимбаю не пел только ленивый.

Пожалуй, это была самая напыщенная за последнее время в Казани тусовка любителей кино. Тон задал продюсер картин Ильшата Рахимбая - Алмаз Самигуллин. Свою вступительную и довольно путаную речь он произнес с пылкостью проповедника: «Хочу сказать спасибо всем. Хочу поблагодарить Всевышнего - за то, что он дал нам возможность, шанс собраться здесь вместе. Я думаю, это здорово! Иногда я задумываюсь: на кой черт мне все это нужно? Зачем брать ответственность? Ощущение собственной миссии, своего пути двигает меня вперед. Я надеюсь и желаю вам, чтобы каждый из вас нашел себя и достигал больших высот!»... В конце выступления Самигуллин признался, что ни у кого в команде Рахимбая нет иллюзий в отношении собственной значимости в мире кино: все они в курсе, что делают «первые шаги».

Самым «первым шагом» в вечер премьер стала картина «Не верю!». В названии фильма - фраза, известная как режиссерский прием Станиславского, а на показе ее могли произнести, и не один раз, придирчивые зрители. Сценарий к этой короткометражке написал Ильгиз Зайниев, и, складывается ощущение, вдохновил его на это знаменитый фильм Жан-Пьера Жене «Амели». Главная героиня «Не верю!» в каком-то смысле похожа на Амели Пулен: почти все свое время проводит в фантазиях и очень сдержанна в эмоциях, что бы ни случилось.

«Татарскую Амели» играет обаятельная Алсу Сулейманова. Ее героиня работает с документами в офисе, но получается у нее кое-как: больше всего на свете ей хочется снова оказаться в Камаловском театре, где играет ее любимый актер Ришат Ахмадуллин. Девушка воображает то нашествие на ненавистный офис всякой нечисти во главе с Шурале (в фантазийных сценах фильма необыкновенно хорош танцовщик Нурбек Батулла), то волшебное явление актера Ахмадуллина (в фильме он играет самого себя) к себе домой.

Актрисе Алсу Сулеймановой могут позавидовать все поклонники Камаловского театра: играя фантазии своей героини, она ходит по знаменитой - покатой бирюзовой - крыше этого театра, восседает на высоченном «козырьке» у входных дверей, разгуливает по сцене и закулисью... Мечты заядлой театралки режиссер и сценарист картины претворяют в жизнь: витающую в облаках девушку с треском увольняют из офиса, и она устраивается на работу в любимый Камаловский. Уборщицей.

Новоявленная уборщица живет в отдельной благоустроенной квартире, пользуется очень качественным американским ноутбуком... Ничуть не правдоподобнее финал фильма: во время музыкальной драмы «Голубая шаль» партнерша актера Ришата Ахмадуллина случайно проваливается в оркестровую яму. Почти сразу из кулис выходит уборщица, которая знает роль Майсары назубок - и спектакль продолжается!

В фильме «Не верю!» так много музыки, что в какой-то момент начинаешь воспринимать его как клип. Еще больше похож на музыкальный клип фильм Рахимбая «Представь»: выразительные инструментальные и хоровые сочинения Эльмира Низамова режиссер иллюстрирует кадрами оператора Айдара Шарипова, которые будто соревнуются между собой в сувенирной красоте. Зрителям показывают деревенские рассветы и закаты, пляшущее пламя костра, изумрудную траву, живую белоснежную лошадь, залитые солнечным светом церковь и мечеть... Кадры сменяются с бешеной скоростью и каким-то чудом все же успевают сложиться в историю про священника из русской деревни и муллу - из татарской. Эти мужчины чувствуют друг друга на расстоянии: потянуло одного пересмотреть фотографии из личного архива - тем же самым стал вдруг заниматься и второй. У обоих есть разные части их общей, когда-то разорванной фотографии, что сразу навевает мысль о родстве.

Картина «Представь» заканчивается невнятно: слабому здоровьем священнику вызывают скорую, а мулла, словно чувствуя что-то, садится на велосипед и что есть мочи гонит - едет к своему православному «коллеге»...

- То, что вы увидели, это только пролог, - объяснял после показа зрителям Ильшат Рахимбай. - Главная история, все «мясо» начнется потом. Мы ее снимем, если найдем инвестиции. У нас есть желание с сопродюсером Александром Шульгиным снять такой полнометражный фильм, чтобы можно было его прокатывать по России и без стыда отправлять на европейские фестивали...

По словам Рахимбая, в продолжении фильма «Представь» зрители увидят смерть священника. А мулла останется одним священнослужителем на две деревни, что поставит его перед вопросом: стоит ли теперь помогать людям обеих деревень постигать Бога?

«Сегодня у меня только один фильм, который я могу показывать не стесняясь: это «Гастарбайтер», - признался зрителям Рахимбай. - Не знаю, сколько мне еще нужно снять фильмов, пока я не обрету свой стиль. То, что я вам показал сейчас, это низ горы, на которую я пытаюсь подняться...»

Лучше всех сумела подбодрить Рахимбая продюсер Миляуша Айтуганова. «Я в приподнятом настроении, так как считаю, что любая премьерная киноработа - любая! - это процесс, который нужно поддерживать, - весело сказала она. - Чем больше у нас в Татарстане фильмов, тем лучше будет ситуация с развитием кино в республике. Рано или поздно мы перейдем из количества в качество!»...


Фото Александра ГЕРАСИМОВА