Режиссер из Амстердама снимет в Казани кино про арабского путешественника

Айсылу КАДЫРОВА
Режиссер из Амстердама снимет в Казани кино про арабского путешественника

Сандер Блом - режиссер и преподаватель академии кино Нидерландов - впервые прилетел в Казань. Здесь он собирает материал для своего будущего фильма, в котором соединит тексты знаменитого арабского путешественника и писателя Ахмада ибн Фадлана, жившего в первой половине Х века, с документальными историями современных казанцев.

Сандер еще никогда не был в России: из Амстердама он прилетел со своей студенткой Кристиной Дауровой (она родилась и долгое время жила в Красноярске), которая помогает ему здесь как переводчик. Из русского кино Сандер больше всего ценит творчество Александра Сокурова, а про Казань знает, что в этом городе училась великий композитор София Губайдулина, родилась мама легендарного танцовщика Рудольфа Нуреева, ну и что неподалеку отсюда - Болгар, где во времена Волжской Болгарии побывал Ахмад ибн Фадлан.

- Все началось с того, что я прочел тексты Ахмада ибн Фадлана. И они меня впечатлили: путешественник писал их в Х веке, но они так хорошо написаны, что и сегодня предельно ясны и понятны, - рассказывает Сандер Блом. - Мне захотелось побывать в тех местах, где сотни лет назад был Ахмад ибн Фадлан. Вот почему я здесь. А еще мне интересно выяснить, как случайные истории становятся фактом большой истории. Тексты ибн Фадлана - это ведь случайность. Многие тексты, написанные другими авторами в то же время, исчезли. Не дошли до наших дней. А этот не исчез. Только случайность иногда решает, что станет историей, а что нет. В своем фильме я хочу соединить историю, которая произошла с Ахмадом ибн Фадланом, с современными историями. Мне хочется связать прошлое и настоящее и показать, что мы всегда находимся в середине большой истории. Только случайность и время покажут, что в ней останется, а что нет.


- Ваш фильм будет документальным?

- Это будет микс документального и игрового кино. В «чистом» документальном кино я разочаровался, когда понял, что абсолютной правды не существует: любая «правдивая» история - это всегда чья-то интерпретация. Мне интересны разные способы интерпретации этого мира. Особенно то, как люди в прошлом интерпретировали мир. Хочу рассказать вам историю, которую узнал, когда снимал документальный фильм в Папуа - Новой Гвинее. Говорят, что впервые белого аборигены увидели там во время Второй мировой войны. Белый человек сидел за столом и общался с кем-то по рации. Периодически прилетал самолет, из самолета выгружали какие-то вещи. Местные жители тогда подумали, что человек за столом напрямую связан с богами, которые посылают с неба на землю самолеты. Когда война закончилась и европейцы покинули Папуа - Новую Гвинею, самолеты прекратили прилетать. И тогда аборигены стали строить самолет из веток деревьев. Они решили, что если у них появится свой самолет, пусть и деревянный, то к ним обязательно прилетит самолет настоящий. Это очень странная логика, ее сложно понять. Но она меня зацепила! Я увидел в ней необычную интерпретацию мира.

- От казанцев вы тоже ждете необычную интерпретацию мира?

- Я бы сформулировал свои ожидания так. Есть ли что-то, что вы видели своими глазами и хотели бы этим поделиться? Что-то смешное, грустное, скандальное или красивое? Это может быть абсолютно банальная история из дневника: «Сегодня я три раза встретил мясника на улице», например. Или свидетельство о крупной трагедии. Главный критерий - человек должен рассказать историю, которую видел своими глазами.

- Вы уже не первый день в Казани...

- Да. И у нас уже были встречи. Сегодня, например, говорили с актрисой и она рассказала, как однажды пошла утром на работу и увидела, что в ее любимом театре - пожар. Это была Елена Калаганова, актриса Казанского ТЮЗа. Мы запланировали встретиться с ней еще раз - пойти на то самое место, где она увидела пожар, и там сделать видеозапись ее воспоминаний.


- Сандер, на съемки своего фильма вы получили грант или будете создавать его на личные деньги?

- Небольшие деньги вложил мой продюсер. А еще у нас в Голландии есть профсоюз режиссеров. Если им нравится проект, они могут дать на его реализацию денег. Мне кроме продюсера помог еще и профсоюз. Это такая дружеская поддержка коллег - все скидываются, грубо говоря. Это намного проще, чем просить средства у официальных организаций. И приятнее: коллеги помогают, если видят твой потенциал.

- Как долго вы будете работать над этим проектом?

- Три года. Сейчас я здесь, чтобы собрать материал и закончить сценарий. Через какое-то время приеду еще и, видимо, именно в Казани соберу съемочную группу: я люблю работать с местными. Пока же моя главная цель - познакомиться с казанцами, у которых есть желание поделиться со мной историей, которую они видели своими глазами. И которая их взволновала. Можно через вашу газету попросить о помощи?

- Да, конечно.

- Пусть очевидцы историй, которые хотят рассказать их для кино, пишут мне на адрес kazan@sanderblom.com