Режиссер Мережко попросил мэра Казани не застраивать центр новоделами

Айсылу КАДЫРОВА
Режиссер Мережко попросил мэра Казани не застраивать центр новоделами

Вчера в театре оперы и балета им. Мусы Джалиля прошла церемония закрытия XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Она длилась почти три часа без антракта и изрядно всех утомила. Впрочем, уставшими гости церемонии выглядели уже на звездной дорожке: лил дождь, дул холодный ветер, все старались как можно быстрее дойти от автомобиля до дверей театра. А почетными гостями церемонии стали актеры Валерий Гаркалин, Кирилл Сафонов, Анна Снаткина, Андрей Соколов, сценарист и режиссер Виктор Мережко, певица Дина Гарипова...

ГЛАВНЫЕ ПОБЕДИТЕЛИ В КАЗАНЬ НЕ ПРИЕХАЛИ

Главный приз XIII КМФМК жюри, которое возглавлял режиссер Николай Досталь, единогласно решило присудить игровой полнометражной картине Мустафы Кары «Холод Каландара» (Турция/Венгрия). Это действительно выдающееся кино - неспешное и волшебной красоты (операторы - Севахир Сахин и Курсат Ерисин), рассказывающее о смиренной жизни семьи очень бедных и невероятно трудолюбивых деревенских людей, наших современников. Главного героя, отца семейства, в деревне считают чудаком: он мечтает быстро разбогатеть - найти в горах залежи серебра. Когда из-за внезапного снегопада поиски приходится прекратить, героя посещает новая идея - натренировать своего быка для участия в коммерческом бою быков. Деньги ему очень нужны - в первую очередь для того, чтобы попасть с младшим сыном на прием к доктору и выяснить, что же с ним, не говорящим в свои шесть лет ни слова, не так.

В «Холоде Каландара» нет безусловного хеппи-энда: натренированный бык проваливается в глубокую расщелину в горах. Он остается жив, но как вызволить животное невредимым? Когда главный герой начинает размышлять об этом, бесстрашно заглядывая в пропасть, он замечает в ней серебряные жилы...

Режиссер Мустафа Кара на XIII КМФМК не приехал, награду «Лучший полнометражный фильм» под крики зрителей «браво!» получал за него представитель турецкой делегации.

Второй по значимости приз КМФМК - «За лучшую режиссуру полнометражного фильма» - жюри присудило Мангешу Джоши из Индии, снявшему картину «Токарь Джоши». Вместо него (он тоже не смог прилететь в Казань) приз получил киновед Сергей Анашкин. Именно Анашкин, работая в отборочной комиссии XIII КМФМК, предложил в конкурс-2017 «Токаря Джоши» - тонкую, умную драму о мастере с золотыми руками, который не выдерживает конкуренции с современными станками-автоматами. Как многие настоящие мастера, Джоши чувствует себя чужим даже среди родных людей - капризной матушки, смешливого взрослого сына, суетливой жены. Детали и инструменты ему интереснее людей.

Исполнитель заглавной роли в этой картине - уникальный актер Читтаранджан Гири - явно претендовал на приз «За лучшую мужскую роль». Однако подсчет голосов членов жюри сыграл в пользу другого артиста - Дулиги Акмолды из Казахстана, ему присудили награду за главную роль в фильме Сабита Курманбекова «Оралман» (про возвращение казахской семьи на историческую родину из Афганистана). Кстати сказать, Дулига Акмолда на церемонии закрытия XIII тоже не присутствовал...

КОМУ ЗАВЕЩАЛА ПРИЗ ГЛАВНАЯ ЕГИПЕТСКАЯ АКТРИСА

Не одной актрисе, а сразу трем решило присудить жюри КМФМК приз «За лучшую женскую роль» - Ильхам Шахин, Нахед эль Себа и Нелли Карим. Они сыграли в мелодраме «Женский день» (про специальные «дни для женщин» в городском бассейне) египетского режиссера Камлы Абу-Зекри. Вы удивитесь, но на церемонии награждения не было ни одной из них.

Одну золоченую статуэтку в форме башни Сююмбике (приз КМФМК) на всех трех актрис вышел получать президент Ассуанского фестиваля женского кино Мохаммед Али Абдельхалек Али. Он напомнил публике, что в Казани фильм «Женский день» представляла актриса Ильхам Шахин. Она, по его словам,была вынуждена вернуться в Египет до закрытия фестиваля. И поэтому заранее попросила Мохаммеда Али Абдельхалека Али: «Если я выиграю приз, отдай его Миляуше Айтугановой - директору Казанского фестиваля мусульманского кино. Я ей его завещаю!».

Президент Ассуанского фестиваля так и поступил: вручил статуэтку-приз, предназначавшийся трем египетским актрисам, Миляуше Айтугановой. Кстати сказать, директор КМФМК Айтуганова еще и начинающая актриса. В фильме «Халима» Юлии Захаровой («Национальная секция» на конкурсе КМФМК-2017) она сыграла, и очень убедительно, эпизодическую роль строгого школьного завуча. Есть у нее роль и в фильме Ильдара Ягафарова «Байгал», который планируют заявить к участию в КМФМК-2018...

БЕЛЫЙ СЛОН ДЛЯ «ХАЛИМЫ»

«Халима» Юлии Захаровой еще не готова к прокату, однако отдельное на КМФМК жюри Гильдии киноведов и кинокритиков России решило поощрить эту работу «за смелый выбор темы» своим призом «Белый слон». В основе сюжета фильма (его придумала сама Захарова) - история про современную девушку-мусульманку, которая по воле отца-муллы переходит с бесконфликтного домашнего обучения в светский класс элитной спецшколы. Первое, что бросается в глаза в еще не законченном фильме Захаровой, - спорное представление автора картины о детях богатых родителей как о гопниках.

Жюри международной кинопрессы, которое впервые работало на КМФМК, своим призом «За актуальность и правдивость» наградило режиссера-документалиста Наталию Гугуеву за фильм «Форсаж. Возвращение». Это продолжение ее знаменитой картины «Форсаж» про палубных летчиков одного полка, которые после развала СССР на аэродроме Саки в Крыму оказались перед выбором - принять присягу во второй раз? Разделиться на «русских» и «украинцев»?.. В 2014 году события в Крыму и на Украине заставили Гугуеву снова вернуться к своим героям-летчикам. Вот лишь одна сюжетная линия ее новой документальной драмы: распавшаяся в 1992 году семья Фоломеевых, Алексея и Натальи. Он, русский, не смог принять новую присягу - Украине, и ушел служить на Север. Она, украинка, осталась со своими родными на Украине. Все это время Алексей не был в Крыму. Гугуева снимает, как спустя 23 года Алексей приезжает в Саки, чтобы увидеть родной аэродром, повидаться с сыном, своими украинскими однополчанами...

«ЛЮБЛЮ ПУШКИНА, ТОЛСТОГО И ГАГАРИНА»

Полный список призеров XIII КМФМК опубликован на официальном сайте фестиваля. Среди них своими выступлениями на церемонии награждения запомнились далеко не все. Сумел развеселить публику Ильшат Рахимбай (спецприз президента РТ «За гуманизм»), режиссер фильма «Представь»: он так расчувствовался, выйдя на сцену, что вдруг старательно запел а капелла миролюбивый хит Джона Леннона Imagine.

А режиссеру из Нигера - темнокожей красавице Рахмату Кейта, автору фильма «Обручальное кольцо» (о свадебных традициях в Нигере), получившей приз «Специальное упоминание жюри», зрители аплодировали буквально после каждого предложения. На великолепном французском языке госпожа Кейта вспоминала Габдуллу Тукая и Мусу Джалиля («Я никогда не думала, что окажусь в стране, из которой родом такие замечательные поэты, как Тукай и Джалиль, я их читала»). Цитировала Достоевского («Он говорил, что красота спасет мир, и я тоже так считаю»). Она очень внимательно прислушивалась к переводу своей речи на русский язык, которую закончила признанием, что очень любит Пушкина, Толстого и Гагарина.

МАСТЕР-КЛАСС ОТ ГАРКАЛИНА

Почетный гость церемонии закрытия XIII КМФМК актер Валерий Гаркалин читал стихи Беллы Ахмадулиной, а потом рассказал, как научился не нервничать на встречах со зрителями.

- Когда-то я был скромным человеком, - так начал свой мастер-класс Гаркалин. - А когда картина «Катала» получила зрительское признание (Гаркалин сыграл в ней главную роль - картежника по прозвищу Грек), раздался звонок у меня дома: предложили поехать с картиной на встречу со зрителями. Я не знал, что мне делать. И тогда позвонил своей замечательной подруге Ганне Оганесян, это дочка кинорежиссера Генриха Оганесяна, который снял картину «Три плюс два». Ганна стала меня учить: «Выйди из кулисы твердой походкой: пусть никто не заметит, что было вчера. Подойди к микрофону, осмотри зрительный зал сначала слева направо, а потом справа налево. Не забудь про галерку. Потом скажи: «Говорить о себе всегда легко и приятно!»...

Потом этот урок пытался повторить Виктор Мережко. Но говорил не только о себе.

- Я смотрю, ушел уже, к сожалению, министр. И премьер-министр, да? - спросил Мережко у зала, имея в виду министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина и председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина. - Я вот что хотел им сказать: не жалейте денег ни на кино, ни на искусство! Потому что это - вечно! Искусство остается в веках! И я уже вчера говорил: ну не надо застраивать старый город этими временными длинными «столбами», не портите вы то, что создавалось веками. Есть здесь мэр города? Ну не продавайте вы землю там, где уже стоят великолепные дома, век назад построенные. Любите то, что вам оставили, не разоряйте!.. Передайте им все это, пожалуйста.

Под конец своего выступления Мережко все же заговорил о себе:
- Я люблю женщин! Я люблю женщин, хотя сейчас это не очень модно.

- В Казани это очень модно! - пылко прервал его ведущий церемонии - актер Камаловского театра Искандер Хайруллин. А соведущая, актриса Анна Снаткина, призналась Мережко в любви. Надо сказать, она на этой церемонии была самой раскованной и непосредственной - восторженно хвалила красные лаковые туфельки Рахмату Кейта, напрашивалась на роль в новом фильме у бельгийского режиссера Питера Яна де Пью (он выиграл приз «Лучший документальный фильм» с картиной про детей Афганистана «Земля просветленных»), приглашала ансамбль татарстанских баянистов выступить на пятилетии своей свадьбы...

Баянисты, лихо исполнившие шлягеры из кинофильмов, произвели на церемонии настоящий фурор. Так горячо, как им, гости и зрители аплодировали, пожалуй, лишь Дине Гариповой: она спела I Will Always Love You из репертуара Уитни Хьюстон так проникновенно, что первой в этот вечер удостоилась криков «Браво!»...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.