Режиссер Рашитов показывает казанцам «Неотосланные письма»

Айсылу КАДЫРОВА
Режиссер Рашитов показывает казанцам «Неотосланные письма»

В казанский прокат вышел художественный фильм Рустама Рашитова «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма») по мотивам одноименной повести Аделя Кутуя. Картина на татарском языке с русскими титрами длится два с лишним часа, но вряд ли это недостаток: новая работа Рашитова - большое татарское кино, и за него не стыдно.

Адель Кутуй написал «Неотосланные письма» в 1936 году, в 30-е годы прошлого века и чуть раньше происходят все события в повести. В фильме Рустама Рашитова основная часть кутуевской истории разворачивается в условное наше время: герои пользуются мобильными телефонами и компьютерами, у них есть чемоданы на колесиках и автоматические аппараты для измерения давления.

Основная сюжетная линия - непростая жизнь несколько странной женщины-врача Галии - в кинокартине сохранена (автор сценария - Дан Дамаскин). Галия - сирота с суровым деревенским детством за плечами, по окончании медицинского вуза приезжает работать в татарский аул. Не одна: у нее двое детей от мужа-актера, Искандера, который к тому моменту Галию уже бросил. Оскорбленная женщина регулярно строчит ему письма, но не отправляет их. В финале фильма она вручит толстую стопку этих писем своему новому потенциальному мужу - беззаветно влюбленному в нее со студенческих лет Вэли. Сомнительный, конечно, подарок, особенно если учесть, что Вэли узнает последним о лживом спектакле Галии, который она годами разыгрывала перед детьми: называла Вэли их отцом, искусно монтировала якобы их общие семейные фотографии...


Роль Вэли играет в фильме певец Айдар Сулейманов (тот самый, который представлял Татарстан на Международном песенном конкурсе тюркоязычных исполнителей Turkvision-2014). И все у него замечательно получилось: великодушный, образцово деликатный, не боящийся выглядеть нелепым и смешным, этот молодой мужчина вызывает безоговорочную симпатию. Не надоедает и больше других находящаяся в кадре Гузель Сибгатуллина, она играет главную роль - Галии. В повести Аделя Кутуя Галия читает Карла Маркса, думает о Герцене и к месту цитирует Анатоля Франса. В кино Рашитова ничего этого она не делает - брошенной, обиженной, вечно замотанной женщине просто некогда умничать. Поразительная работоспособность и зашкаливающая положительность Галии, конечно, удивляют, но не напрягают: Гузель Сибгатуллина самозабвенно играет не железную леди и добродетельную мать, а честную труженицу, наделенную редчайшим даром не отчаиваться, что бы ни случилось, и жить сегодняшним днем.



Отдельное удовольствие - наблюдать за игрой Ришата Ахмадуллина. Его герой - талантливый актер Искандер, покинувший «любовную лодку», не устраивает громких эффектных сцен. В любви к Галие он признается вкрадчивым шепотом, претензии в ее адрес формулирует в телефонных СМС («Где мой завтрак?»)... Ну а когда решает уйти из семьи, объявляет об этом предельно спокойно и вежливо, с убийственной прямотой отвечая на возникающие в процессе своего откровенного монолога вопросы. Сцена признания Искандера в нелюбви к Галие - одна из сильнейших в картине Рашитова. Кому-то она наверняка покажется изощренной психологической пыткой, а кому-то - редкой демонстрацией кульминации сложного конфликта, в котором никто не виноват.


Актерский состав «Неотосланных писем» кажется единственно возможным. Кроме исполнителей главных ролей поразительно убедительны Фирая Акберова в небольшой роли смешливой и мудрой медсестры, Фанис Зиганшин в образе пьяного дебошира...

В фильме много музыки, специально написанной композитором Эльмиром Низамовым. Как ни удивительно, ее использование не назовешь избыточным - режиссер тонко чувствует ритм своего кино, и музыкальное сопровождение «картинки» всегда уместно. Во многом именно музыка помогает создателям картины путешествовать во времени: из условного сегодня - в прошлое Галии и наоборот.


Визуально «Неотосланные письма» не просто красивы - поражают своей красотой. Фильм (бюджет - 3,1 млн рублей) снимали в деревнях и селах Высокогорского и Арского районов, а также в Камском Устье и Казани, в кадре - лето и золотая осень, деревня и город, люди и животные. Рашитов, кажется, стал первым режиссером, с документальной точностью показавший в современном игровом кино ритуальный обед мусульман-татар - аш. Эпизоды этого живописного застолья - несомненная этнографическая ценность «Неотосланных писем». Кстати сказать, фильм создан в рамках программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в РТ на 2014 - 2020 годы».

Истории из жизни доктора Галии, легшие в основу фильма Рашитова, вряд ли бы случились в реальной жизни современной женщины. Порой в их сказочно-благополучный финал не веришь категорически. Но в картине точно есть какая-то магия - иначе трудно объяснить, почему ее так интересно и приятно смотреть.



Фото Александра ГЕРАСИМОВА.