Режиссер Семен Александровский: «Мой мозг - моя эрогенная зона»

Айсылу КАДЫРОВА
Режиссер Семен Александровский: «Мой мозг - моя эрогенная зона»

Вчера в казанской творческой лаборатории «Угол» показали спектакль петербургского режиссера Семена Александровского «Топливо». Практически всех зрителей он страшно разочаровал тем, что... слишком быстро закончился: хотелось продолжения часового представления. Или повтора.

В основе спектакля - воспоминания нашего современника, 47-летнего российского физика и предпринимателя, основателя и председателя совета директоров компании ABBYY Давида Яна. Увлекательную историю его успеха, которая среди прочего состоит и из опыта пребывания в психбольнице, зрителям рассказывал от имени Яна актер Максим Фомин. Прекрасный, ритмически точный монолог дополняли видеопроекции: периодически на экране высвечивались ключевые слова рассказа, появлялись изображения актера...

«Топливо» называют режиссерской удачей Семена Александровского, которого в профессиональных кругах знают как ученика Льва Додина, номинанта «Золотой маски», одного из создателей петербургского «Pop-up театра». Перед вчерашним спектаклем Александровский дал интервью корреспонденту «Вечерней Казани».

- Семен, у вас были провальные спектакли?

- Провал - понятие для меня странное. Помню, у нас в Петербурге показывали спектакль французского режиссера Филиппа Кена Swamp Club. Кто-то из зрителей засыпал, кто-то уходил. Но на меня он произвел очень сильное впечатление: я был в абсолютном восторге и чувствовал, что человек, который делал этот спектакль, занимался подлинно важным для меня... Особенность современного театра в том, что его очень часто не существует без работы зрителя. Понятие «успех спектакля» сместилось: сегодня спектакль может что-то открыть для зрителя или в нем самом, а что-то не открыть, с каждым он работает индивидуально. Когда я создаю спектакль, я ориентируюсь на себя: стараюсь поставить спектакль, какой хотел бы смотреть сам.

- Что самое тяжелое в профессии режиссера?

- Выстраивать коммуникацию со зрительным залом. С каждым спектаклем нужно делать это заново.

- Вы прожили 12 лет в Израиле. Что вам дал этот опыт?

- Мне было восемь лет, когда уехал с родителями в Израиль. Там, я думаю, сформировалось мое понимание ценности другого человека и представление о мире как о едином пространстве, где люди должны быть свободно соединены друг с другом.

- Вы служили в израильской армии?

- Нет, мне хватило военно-воздушной школы. Я очень недисциплинированный человек в плане внешних рамок, мне нравится самому придумывать себе рамки. Я не хотел служить в армии - мне хотелось учиться, приобрести новый опыт и знания.


- Почему вы решили учиться именно в Петербурге? И именно у Льва Додина?

- В Израиле я занимался в театральной студии, которую вел Игорь Мушкатин - бывший руководитель актерского курса в Ленинградской академии театрального искусства. Моя первая роль - Ромео в его спектакле «Ромео и Джульетта»... Ну, а то, что я поступил на курс к Додину, это получилось случайно. Но я этому очень рад.

- Что самое ценное из того, чему вас научил Додин?

- Умение работать с текстом. Постоянный глубокий анализ текста, исследование текста - это всегда ему было важно, это очень интересно мне.

- Он видел ваши спектакли?

- Нет, ни одного. Он живет обособленной жизнью. Но я знаю, что он читает рецензии на мои спектакли. Что он в курсе моих дел.

- Вы неоднократно номинировались на «Золотую маску»...

- Да, и я испытываю по этому поводу большую радость. Потому что «Золотая маска» - крупная театральная премия, на которую номинируют эксперты. Номинация на эту премию - фиксация того, что то, что ты делаешь, интегрировано в современный театральный процесс.

- Какие чувства вызывает у вас Давид Ян - главный герой спектакля «Топливо»?

- Восхищение, интерес и симпатию. Если бы этого не было, я бы не стал работать над спектаклем.

- Вы не занимались, как он, программированием?

- Занимался, поскольку учился в физико-математическом лицее. Это повлияло на меня. Для меня естественен аналитический подход к жизни. Я в первую очередь анализирую все не эмоционально-чувственно, а интеллектуально. Этот интеллектуальный анализ вызывает во мне очень сильные эмоции. Вполне можно сказать, что мой мозг - это моя эрогенная зона.

- «Топливо» - ваш последний спектакль. Что впереди?

- Как один из создателей «Pop-up театра» готовлю его новую сессию. Pop-up можно перевести как «внезапно появляться», «возникать неожиданно». Первыми это словосочетание сделали методом своей работы независимые британские дизайнеры: за неимением возможности экспонировать свои работы в салонах они делали Pop-up store в гаражах, подвалах, квартирах друзей... Суть «Pop-up театра» - возникать в определенном пространстве на определенный срок, потом сворачиваться и открываться в другом месте. Первая наша сессия, например, проходила в сентябре в пространстве Beatnik. В репертуаре были спектакли «Театра post», «Театра.doc», показы фильмов, выступления композиторов... Наш «Pop-up театр» - это горизонтальный способ концентрации важных событий в городе. Когда я и мои коллеги работаем на разных территориях, нет того интенсива, когда одно другое поддерживает...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА