Роспотребнадзор учит защищаться

Елена СЕДЫХ
Роспотребнадзор учит защищаться

Чтобы обменять сотовый телефон, пенсионерке из Казани пришлось освоить Интернет и разобраться в устройстве средства радиосвязи и телевещания.

Сотовый телефон Валентине Семеновой подарили дети: хотели, чтобы мама всегда была на связи. Только ткнувшись пару раз в маленькие кнопочки аппарата, пенсионерка поняла, что "ничегошеньки не понимает" в этой мудреной технике и даже пользоваться ею не может, потому что не слушаются пальцы.

- Батюшки, думаю, как же быть? Расстроилась я, конечно, - пожаловалась в телефонном разговоре корреспонденту "ВК" Валентина Андреевна, - а дети успокоили меня, говорят, обменяем на другой - с большими кнопками и попроще!

Только оказалось, что обмен телефона - дело непростое. "Вдруг вы нарочно его испортили, чтобы получить телефон посовременнее?" - предположили продавцы. "Им вообще, оказывается, читали лекцию про "потребительский экстремизм", - говорит Валентина Андреевна, - о том, что есть покупатели, которые попользуются товаром, а потом придумают какой-нибудь фальшивый предлог и требуют обменять его на новый. Им объяснили, что с такими надо пожестче. Мне вот сказали, что телефон - это бытовая радиотехника. А она обмену не подлежит. И чтобы я больше их не беспокоила".

Будь на месте Валентины Семеновой кто-то другой, он, наверное, бы сдался. Но пенсионерка, напротив, решила... освоить Интернет. На сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей она нашла разъяснения: сотовый телефон - это никакая не радиотехника и даже не телефонный аппарат, а средство радиосвязи и телевещания общего применения. Так что магазин обязан его заменить.

История Валентины Семеновой - одна из немногих, которые заканчиваются "малой кровью". Технически сложные товары - одно из самых болезненных мест закона о защите прав потребителей, пояснили корреспонденту "ВК" в консультационном центре для потребителей, созданном недавно совместными усилиями Управления Роспотребнадзора по РТ, Центра гигиены и эпидемиологии и общественной организации "Центр по защите прав потребителей РТ".

- В 1992 году, когда закон принимали, никто и не слышал об айфонах, коммуникаторах и смартфонах, - говорит юрист центра Людмила Гусева. - В перечень технически сложных товаров их тогда не внесли.

Но сейчас на дворе уже 2011 год, а список до сих пор не появился. И потребителям приходится доказывать, что их права нарушены. Люди ходят со своими ноутбуками и не знают, куда обращаться. На защиту своих прав выходят как на битву: нервы тратят, деньги. Конечно, закон о защите прав потребителей должен быть написан так, чтобы единственной сложностью для бабушки, которая решит его прочитать, было бы надеть очки. Но в реальности закон запутан и обременен сотнями постановлений, которые простому человеку без помощи специалиста просто не найти.

Недавно в Роспотребнадзоре начали консультировать потребителей: бесплатно рассказывают, куда обращаться, как составлять претензии или иски. Специалисты даже ходят с истцами в суд. Но всех обратившихся честно предупреждают: даже правильно составленный иск не даст потребителю 100-процентной гарантии, что он выиграет дело. Ведь когда закон дырявый, как решето, исход дела решает не справедливость, а, например, изворотливость адвоката. По одному и тому же делу в двух разных судебных залах можно получить два диаметрально противоположных решения!

Фото otzovik.com