Рустам Минниханов на коллегии минздрава: «Люди имеют претензии не к врачу, а к власти!»

Инна СЕРОВА
Рустам Минниханов на коллегии минздрава: «Люди имеют претензии не к врачу, а к власти!»

«Беспрецедентную по масштабам программу модернизации поликлиник» и проект «Дружелюбная поликлиника» назвал главными достижениями своего ведомства в минувшем году на вчерашней итоговой коллегии глава Минздрава РТ Адель Вафин, на что президент Рустам Минниханов высказал упрек, что критики в отчетном докладе было маловато.

Вафин с оптимизмом сообщил, что «в целом по сравнению с прошлым годом умерло на 937 человек меньше и, несмотря на снижение рождаемости, сохраняется естественный прирост населения»… Спустя полтора часа эта же информация совсем иначе прозвучала в изложении участвовавшего в заседании коллегии Рустама Минниханова: «Мы держимся за счет снижения смертности, а рождаемость стала буксовать…»

- Благодаря поддержке руководства республики новый облик приобрели поликлиники городов республики, внедрен новый корпоративный стиль, закуплено современное диагностическое оборудование, - сделал по ходу доклада министр реверанс президенту, затем поздравил президента фонда имени Анжелы Вавиловой Владимира Вавилова с получением в декабре 2017-го Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности и проинформировал, что в минувшем году Татарстан стал лучшим субъектом РФ по уровню развития государственно-частного партнерства. Последнее означает, что происходящая в республике передача медицинских «госактивов» в частные руки получила поддержку на самом высоком уровне.

Пока министр рассказывал об итогах минувшего года, на экране за его спиной отображались иллюстрации к докладу. И довольно скоро высветился кадр, иллюстрирующий достижения по части внедрения проекта «Дружелюбная поликлиника», одним из элементов которого является ликвидация в поликлиниках регистратуры как главного барьера между медиками и пациентами. Пока зрители пытались прочитать заковыристое слово «пациентоориентированность», докладчик сообщил фантастические вещи: что в пилотных «дружелюбных» поликлиниках за счет новых методов организации работы «удалось за короткое время повысить производительность труда персонала на 25 процентов, увеличить время первичного приема и уменьшить время ожидания приема до 20 минут за счет предварительной записи».

О том, что предварительно записаться на прием к врачу теперь имеют шансы только самые стойкие пользователи Интернета, которые с семи утра дежурят на сайте госуслуг, чтобы успеть кликнуть заветный талончик, министр умолчал - возможно, он просто не в курсе. Зато он знает, что в результате этих новаций рост удовлетворенности населения в пилотных поликлиниках составил «до 30 процентов». Впрочем, как выяснилось, в «дружелюбную» поликлинику есть шанс попасть и без записи. Тех, кто в Интернете ничего не «накликал», милосердно направляют к дежурному врачу. А что творится под дверью у дежурных, министру лучше не знать.

Еще одна инициатива татарстанского минздрава, осуществленная в 2017 году, - оценка качества работы медиков, которую пациент дает, не выходя из личного кабинета на сайте госуслуг, - тоже, похоже, не была проверена чиновниками на практике лично. А то бы министр знал, что пациент, рассчитывающий после перехода по предложенной минздравом ссылке справиться с задачей оценки качества помощи в один клик, вынужден сделать столько лишних интернет-движений, что легче плюнуть и ничего не оценивать. Корреспондент «Вечерней Казани», к примеру, хотела похвалить работу доктора из стоматполиклиники №9, но так и не дошла до финала. Согласно сообщению Аделя Вафина, из 130 тысяч пациентов, которые воспользовались этим сервисом, отзывы оставили только 93 тысячи. Эти самые упорные пациенты обеспечили медикам весьма высокую среднюю оценку - 4,7 балла, а общая удовлетворенность населения качеством работы медучреждений превысила 75 процентов.

- Электронная запись на прием к врачу становится нормой жизни: в 2017 году количество таких записей составило 15 миллионов, - констатировал Адель Вафин. И тут же влил в эту бочку меда черпак дегтя: - Мы столкнулись с серьезной проблемой. По данным сайта госуслуг, 26 процентов из общего количества записавшихся на прием не явились.

Но даже в отрицательной тенденции министр увидел повод для оптимизма:

- В этом и есть наши резервы повышения доступности медицинской помощи и повышения эффективности. Министерством информатизации и связи РТ система будет доработана с возможностью информирования населения о необходимости посещения, заблаговременной отмены записи и ограничения сервиса в случае многократных неявок (то есть раз не пришел в назначенное время, два не пришел, а в третий раз тебя на прием уже не запишут. - «ВК»).

Еще один резерв, позволяющий повысить эффективность работы медучреждений и снять с них лишнюю нагрузку, с точки зрения министра, заключается в профилактике заболеваемости и диспансеризации, которые позволили бы снизить заболеваемость населения. Тогда, дескать, гражданам и к врачам пришлось бы обращаться реже, и дорогостоящих обследований в рамках ОМС делать меньше… Но эту отличную перспективу напрочь перечеркивают работодатели, которые не хотят отпускать сотрудников в поликлинику в разгар рабочего дня. Договориться с ними Адель Вафин призвал присутствовавшую на коллегии председателя Федерации профсоюзов РТ Татьяну Водопьянову - пусть, дескать, предоставляют работникам для диспансеризации оплачиваемый день!

В заключение министр, похвалившись, как эффективно татарстанские медики осваивают передовые технологии, предложил - опять же для повышения эффективности оказания помощи пациентам - «фундаментально изменить их мышление» с целью «тиражирования передовых знаний»… И помянул недобрым словом коррупцию: «Определенная напряженность сохраняется» (на слайде за его спиной высветилась цитата из Этического кодекса врача РТ: «Запрещается прием подарков или иных видов благодарности до выписки больного из стационара…»).

- Критики было маловато в свой адрес, - оценил выступление Вафина Рустам Минниханов. - Отношение к здравоохранению всегда было в приоритете, вы всегда занимали вторую строчку в бюджете республики по уровню расходов… Мы уже много вложили в первичное звено, большая работа идет по поликлиникам… но ожидания людей значительно выше, чем вы думаете и мы думаем. В 2017 году 889 обращений в «Народный контроль» было, а в 2016 году - 817. На девять процентов больше!.. Вы недорабатываете. Вы, начиная с министра и руководителей на городском и районном уровне, должны все эти обращения брать в работу и смотреть, в чем причина, почему так получается?.. В социальных сетях у меня много обращений, претензий. Вы стараетесь мне показать хорошие учреждения, профессиональных докторов, а это должно быть везде - люди везде одинаковые. Любой человек, который имеет проблемы со здоровьем, очень раним. От того, как вы будете его принимать, зависит и его состояние, и вообще его отношение к системе. Вы представляете властные структуры. Когда люди получают медицинские услуги, они имеют претензии не к врачу, а к государству, к власти!

Фото president.tatarstan.ru