РЖД займется распилом в заповедниках Татарстана

Марина ЮДКЕВИЧ
РЖД займется распилом в заповедниках Татарстана

Казанцев пригласили поучаствовать в общественных слушаниях по проекту строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) "Москва - Нижний Новгород - Казань", предполагающему масштабную вырубку лесов в татарстанских заповедниках и на Лебяжьем. Однако большинство недовольных такими планами вряд ли смогут воспользоваться этим приглашением: слушания в Миндортрансе РТ назначены на 10 часов утра 30 июля, в рабочий день.

На минувшей неделе Миндортранс РТ опубликовал подготовленные РЖД материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) своего очередного амбициозного проекта: строительства ВСМ "Москва - Казань - Екатеринбург" в границах Татарстана. Каждый ее километр обойдется более чем в 1,1 млрд рублей, т.е. примерно вдвое дороже, чем обходится такое строительство, например, в Китае. Обещают, что новая дорога будет открыта к чемпионату мира по футболу в 2018 году, и тогда из Москвы в Казань на поезде можно будет доехать за 3,5 часа вместо 14.

"Гринпис России" уже заявил о "крайней экологической опасности проекта". Причем, по оценке этой природоохранной организации, "наиболее вопиющая ситуация с прокладкой ВСМ складывается в Республике Татарстан". Из материалов ОВОС следует, что в зону землеотвода под магистраль попадут - а значит, будут вырублены, - от тысячи до двух тысяч гектаров лесов.

Хотя разработчики проекта ВСМ предложили на выбор три основных варианта ее прокладки, все они предполагают гибель заповедных зон, подчеркивает "Гринпис". В зависимости от варианта, который будет выбран, в Татарстане значительно пострадают от пяти до девяти особо охраняемых природных территорий.

- Вариант, который считает предпочтительным сам заказчик ("Дочка" РЖД - ОАО "Скоростные магистрали". - "ВК"), проложен по территории Волжско-Камского биосферного заповедника, включающего в себя Раифский заповедник, - объясняет татарстанский представитель Социально-экологического союза Неля Биктимирова. - Другие варианты затрагивают Национальный парк "Нижняя Кама". Три варианта, включая рекомендованный заказчиком, должны пройти по Лебяжьему, единственному крупному лесному массиву Казани.

Кроме этого, под трассу различных вариантов дороги попадают несколько региональных заказников и памятников природы, в частности, заказники "Голубые озера", "Свияжский", "Ленино-Кокушкинский"...

Неля Биктимирова говорит, что конкретная площадь лесов, которые при этом будут вырублены, в предлагаемых для обсуждения материалах РЖД  не называется, "но по прилагаемым схемам видно,  что это значительные площади":

- Даже сам разработчик проекта ВСМ признает "вероятность существенного негативного воздействия ВСМ на ряд особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан". При этом строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали на особо охраняемых природных территориях, а также в защитных лесах зеленых зон прямо запрещено действующим законодательством!

Эколог обращает внимание на дату и время общественных слушаний: "Не случайно их назначили на время, когда большинство людей, которые могли бы возразить против проекта, будет на работе... Но еще в течение месяца со дня слушаний можно отправить свои предложения и замечания разработчикам".

На просьбу спрогнозировать, смогут ли законодательные запреты и мнение граждан повлиять на осуществление проекта РЖД,  Неля Биктимирова признается, что "прогнозы плохие, учитывая, что вообще в России происходит: ради масштабных проектов либо пренебрегают законом, либо закон меняют. Но от активности граждан все-таки может зависеть многое...".

Фото с www.hsrail.ru

Пожалуй трудно что-то добавить к словам Н.Биктимировой: "прогнозы плохие, учитывая, что вообще в России происходит: ради масштабных проектов либо пренебрегают законом, либо закон меняют"! 

Очень печально... Неужели не останется излюбленного места отдыха казанцев, нашего любимого леса на Лебяжьем??? Столько народу и летом и зимой там отдыхают. Как можно вообще трогать заповедники? Ведь родился проект, кто-то это придумал и решил, что так будет. Думается мне, что все закончится в пользу РЖД.

Лебяжье уже давно не любимое место отдыха а большая помойка где гуляют маньяки!

Называть леса "помойками", куда сомнительные личности привозят проституток, где шляются маньяки, колются наркоманы, алкоголики распивают спиртные напитки, и где, чуть глубже, просто очень страшно - это с некоторых пор характерная черта представителей власти и бизнеса, которые запланировали данные леса застроить.

Днем на Лебяжьем нормально. Вечерами и ночами не бываю

пусть и дальше разрабатывают проект. Если есть три варианта, пусть 4,5 появится. С минимумом ущерба экологии. Но он все же будет в любом случае

Ну и пускай проводят магистраль где хотят.Кому нужен этот злачный заповедник.

Почему-бы по пороховому заводу не проложить ж\д дорогу, всё ровно завод толком не работает.Завод давно сварачивать пора.

Не в обиду, просто констатация: для выходцев из деревни характерно отсутствие понимания ценности природы. Это понятно: для коренных горожан это - дефицит, а значит, ценность, а для сельчан - дикость, комары, и что там еще в большом объеме

Если тебе на это наплевать, подумай о своих детях! За них-то не решай, нужна ли им природа.

К сожалению, дураков хватает и в городе, и на селе... Проблема здесь в другом. Как говорит наш сатирик Задорнов: "все дело в "бабках""! Посмотрите на стоимость этого проекта. И период его окупаемости. Я всегда советую таким прожектерам ответить себе: если бы у тебя были ЭТИ деньги (свои), ты бы их именно ТАК их потратил?

Нечего так сразу впадать в экоистерику.
В куда более плотнозаселённых и тоже имеющих заповедники Европе и Японии полно ВСМ, а уж на наших-то просторах тем более можно будет подобрать варианты.

Что значит "в пользу РЖД"?
Можно подумать, что никто не хочет доехать из центра Казани в центр Москвы за 3 часа.

Да нечего слушать эту Биктимирову и самопиарящихся экологов.
Они вот тоже вопили караул, когда власти решили было сузить устье Казанки, которое сейчас является бестолковым лиманом со стоячими бактериями и фенолами, до более узкой ширины, которая когда-то была создана природой как нормальная проточная речка.
Если бы в свое время слушали таких паникёров, то не было бы и судоходной Волги, и существующих жд и М7 через те же Лебяжье и др. места у Казани.

Не вижу ничего страшного в вырубке лесов.Законодательство РФ при строительстве такого рода объектов предусматривает компенсацию (посадку новых деревьев) в другом месте.Многим, как я понимаю, веками жить без цивилизации, лишь бы лес не рубили.Вреда, кстати, от порохового и просто жилых массивов куда больше, чем от вырубленной трассы.

Эти крикуны достали уже.Даже когда делали узенькую трассу для Детской жд, точно так же орали про неминуемую "гибель заповедных зон".Им осталось только предложить демонтировать Северный жд ход через то же Лебяжье и пустить все транзитные товарняки через центр города.

Во Франции и Японии такие дороги работают еще с 70-х годов, Китай уже в XXI веке сделал ВСМ больше чем в Европе и Японии вместе взятых.А в отсталой Нашей Раше в кои-то веки власти решили потратить бабло на нечто полезное, так и тут возникают всякие "а баба яга против".Прежде чем накручивать себя и других, пусть эти экологи подумают хорошенько, да съездят в европы.Как будто все эти 1-2 тысячи гектаров леса будут вырублены только в Лебяжьем, а не тонкой полоской по всему Татарстану, и как будто в мире нет таких технических решений, как ограды, тоннели и мосты для животных.

А что  дети? Да давно уже из этой Булдырдыкстана пора валить! Задолбали всех вконец, житья им (детям) все одно не будет!

А зачем вообще эта дорога? У нас супер крутой аэропорт, аэроэкспресс. Желающие могут летать. Можно обойтись без скоростной дороги. Никакого желания быть пригородом Москвы.Итак все леса уже повырубали.А если очень хочется, то пусть ищут другие варианты...

Никакой вырубки лесов не будет, только узкая полоска.Цены на билеты на ВСМ будут немалые, так что ездить как в пригород никто не будет.

Кроме всего прочего это недешевое детище пройдет по территориям, планируемым для постройки соципотечных домов.

 Сказано жестко, но правильно.

Отлично сказано, спасибо, полностью присоединяюсь

Но еще в течение месяца со дня слушаний можно отправить свои предложения и замечания разработчикам Это куда и кому?

Замечания и предложения принимаются ОАО "Скоростные магистрали" в письменном или электронном виде до 29 августа по адресу: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой д. 34, блок 1, этаж 16; электронная почта: valeriy.mokhir@hsrail.ru