С кубинским приветом от великой Алонсо

Айсылу КАДЫРОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Двумя гала-концертами завершился в минувшие выходные XXV Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. Режиссер-постановщик Александр Полубенцев (Санкт-Петербург) скомпоновал каждый из них таким образом, что фрагменты из балетов классического наследия чередовались с оригинальными сочинениями современных хореографов. Некоторые из композиций исполнялись в Казани впервые.

Так, например, царственная Наталья Сологуб - прима балетной труппы Саксонской государственной оперы (Дрезден) - в дуэте с партнером по труппе Олегом Климюком исполнила композицию Дэвида Доусона "On the nature of day light", которую хореограф создал специально для дрезденской труппы Semperoper Ballett. Под одноименный трек Макса Рихтера из кинофильма Мартина Скорсезе "Остров проклятых" фантастически пластичные Сологуб и Климюк "рисовали" своими великолепными телами тягучие кружения, медитативные, тающие вращения - то соприкасаясь, то на расстоянии друг от друга.

Казанская публика интеллектуальных танцовщиков из Дрездена, как мне показалось, недооценила. Зато восторженно принимала олимпийского чемпиона - фигуриста Алексея Ягудина, который в паре с балериной Большого театра России Кристиной Кретовой продемонстрировал сочинение хореографа Раду Поклитару на песню Земфиры "Хочешь?".

Впервые в Казани выступили на фестивальном гала Вьенгсэй Вальденс Эррера и Осиэль Гуно Мартинес. Это молодые танцовщики из Национального балета Кубы - труппы, которую в 1948 году основала и до сих пор ею руководит легендарная балерина Алисия Алонсо. В 2002 году на сайте tiwy.com появилась информация о чествовании великой Алонсо: "Алисия Алонсо, которой сейчас 81 год, считается одной из самых блестящих балерин ХХ века. На гала-концерте в ее честь она присутствовала, окруженная тремя поколениями учеников. Почти ослепшая, она к тому же страдает от жестокого артрита суставов. Тем не менее и на этом трехчасовом концерте она преподнесла сюрприз своим поклонникам: в конце спектакля она, сидя в кресле посреди сцены, исполнила великолепную танцевальную импровизацию своими бесподобными руками и ногами".

Кубинцы станцевали на гала-концерте номер "Куклы" в хореографии Альберто Мендеса и па-де-де из "Эсмеральды" Пуни в хореографии Николая Березова. Балерина запомнилась поразительным апломбом (устойчивостью на пуанте), мастерскими вращениями, музыкальностью. Ее партнер - искренней увлеченностью танцем, пониманием каждого па, потрясающей выучкой... Выступление молодых танцовщиков из Гаваны можно было принять за привет от великой Алисии Алонсо, которая, кстати, считает, что секрет долголетия (и творческого тоже) - это "труд, тренаж без жалости к себе"...