С рынка регулярных авиаперевозок хотят выдавить мелкие компании

Валентина ПАХОМОВА
С рынка регулярных авиаперевозок  хотят выдавить мелкие компании

Росавиация намерена запретить выполнять регулярные магистральные  рейсы авиакомпаниям, имеющим менее 20 однотипных самолетов.  Из-за  ужесточения  сертификационных требований  под запрет совершать  регулярные  перевозки попадет большинство  российских авиаперевозчиков  и все авиакомпании нашей   республики, в том числе и  АК "Татарстан".

Предложение Минтрансу РФ внести изменения в сертификационные требования к авиакомпаниям  размещено на сайте Росавиации. Это ведомство заявляет, что компании, имеющие менее 20 однотипных лайнеров, могут выполнять  только региональные и чартерные рейсы. По расчетам специалистов, таким количеством воздушных судов оперируют 15 крупнейших российских авиакомпаний, выполняющих девяносто процентов всех авиаперевозок страны. А всего в  России насчитывается 150 авиакомпаний. Однако аналитики утверждают, что 20 однотипных самолетов в своем парке имеют вовсе не 15 перевозчиков, а всего четыре. Это "Аэрофлот", "Трансаэро", "Utair" и "Сибирь" (S7 Airlines).

Татарстанские авиаперевозчики предполагают, что поводом для столь неожиданных идей  Росавиации послужил  крах авиакомпании "Континент" (которая начала осуществлять магистральные перевозки  лишь несколько месяцев назад), а также "Крас Эйр". Но  авиаторам непонятно, почему банкротство  этих небольших компаний и невыполнение ими своих обязательств  перед пассажирами должны приводить к запрету работы   десятков добросовестных перевозчиков.

- Я занимаюсь межрегиональными перевозками,  но  вынужден  распродавать самолеты "Л-410", так как от их эксплуатации убытки, - говорит владелец и глава ОАО "Казанское авиапредприятие"  Магомед Закаржаев. - Межрегиональные перевозки должны дотироваться федеральным  бюджетом, но дотаций давно уже не выделяют.  А если   значительно повысить тарифы, то кто тогда будет летать?  В результате сокращения до минимума количества  авиакомпаний контролирующим органам проще будет проводить мониторинг,  но надо думать еще и о последствиях. Сейчас  только благодаря небольшим компаниям установлены доступные для пассажиров цены на авиабилеты.

Председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" Азат Хаким предполагает, что ужесточение сертификационных требований приведет к большим проблемам с межрегиональными перевозками прежде всего на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.

- Туда крупные авиакомпании не любят летать, полеты осуществляют  в основном авиаперевозчики, у которых как раз и нет 20 однотипных самолетов, - говорит Азат Хаким. - Что касается  наших местных  компаний, то возможность пополнить свой парк есть  только у "Ак Барс Аэро". Я думаю, что к тому времени, когда Минтранс РФ примет решение, "Ак Барс Аэро" купит самолетов столько, сколько надо для регулярных рейсов.

А вот по мнению руководителя Татарстанского управления  Росавианадзора Минтранса РФ Шавката Умарова, ужесточение сертификационных требований вызвано прежде всего тем, что маленькие компании порой не в состоянии обеспечить безопасность пассажиров и  хороший сервис,  а также выплачивать  достойную зарплату пилотам.
- Но я думаю, что масштабная акция по изменению правил  пассажирских перевозок не будет проводиться одномоментно - в короткие сроки. Перевозчикам дадут время на  приобретение однотипных лайнеров, - надеется  Умаров.

Между тем аналитики  считают, что воплощение идеи Росавиации  приведет к уничтожению  конкуренции  в авиаперевозках и установлению монополии  крупнейших авиакомпаний, прежде всего Аэрофлота. Следствием образовавшейся монополии станет повышение цен и сокращение рейсов. Такая же ситуация с  недоступностью авиатранспорта была  в 90-е годы прошлого века.