«Сам виноват, что тебя били»: к травле школьников в Татарстане подключаются учителя

Ученик элитной казанской школы держал в страхе весь летний лагерь. В другой школе одноклассники довели ученицу до анорексии и попытки суицида. Об этих и других случаях травли подростков их ровесниками рассказали эксперты-психологи на дискуссионной площадке в КФУ.В Татарстане нет практически ни одной школы с психологическим климатом высокого уровня благоприятности - с этого утверждения профессора кафедры общей психологии института психологии и образования КФУ, председателя регионального отделения Российского психологического общества Лилии Фахрутдиновой началось вчера заседание телеклуба КФУ на тему «Буллинг в школе. Что делать, если ребенка травят сверстники?».
- Более того, многие дети в школе находятся в состоянии экстремального выживания. То есть практически все школы республики - как простые, так и элитарные - этим страдают, - поделилась профессор Фахрутдинова результатами исследований, которые проводились ею совместно со студентами в течение 12 лет. К схожим выводам пришли и сотрудники научно-образовательного центра педагогических исследований КФУ, которые в этом году исследовали три казанские школы.
- Во всех учебных заведениях был выявлен физический и психологический буллинг, а также моббинг — это игнорирование классом одного ученика, иногда даже бойкот, как в фильме «Чучело», - сообщила научный сотрудник центра Елена Семенова. По ее словам, травля продолжается и за стенами школы. Так, одна из учениц рассказала, что ее «зажимают» за гаражами...- При этом мы столкнулись с тем, что взрослые почему-то закрывают на это глаза, - отметила молодая исследователь, не став, однако, вдаваться в подробности.
- В школах зачастую заминают эти малоприятные факты, замалчивают информацию, - считает Лилия Фахрутдинова. Одна из причин этого, по ее мнению, в том, что за детьми - инициаторами травли зачастую стоят богатые и влиятельные родители. - Если раньше, в советское время, на буллинг школа активно реагировала: «Что вы делаете? Вам должно быть стыдно», то сейчас учителя больше заняты статистической работой, отчетами и, возможно, им просто не хватает времени на детей, - предположила профессор.
- Все говорят об исследованиях... А я в этом году ездила в элитный детский лагерь поработать психологом - и была в шоке! - переключила дискуссию с теории на практику клинический психолог Республиканской клинической психиатрической больницы им. Бехтерева, член Республиканского координационного совета педагогов-психологов при Минобрнауки РТ Людмила Невоструева. - Подростки там развлекались травлей одного мальчика. Просто зверски издевались над ним! Вожатые пытались как-то исправить ситуацию, селили этого мальчика в другие комнаты и так далее. Когда я спросила у ребят, почему они травят своего товарища, они ответили, что боятся, что тогда устроят травлю им. У них был неформальный лидер, ученик престижной казанской школы, который мне признался, что получает удовольствие от буллинга... К сожалению, об этой истории мне сообщили за день до завершения смены. Я с ними успела провести полдня: организатор буллинга умолял никому ничего не рассказывать о его делах, его подручные плакали. Но оказалось, что вся моя работа пошла насмарку, потому что в лагере появился сотрудник ПДН и сказал пострадавшему мальчику: «Ты виноват, что тебя били. Проси у них прощения. Звони своим родителям и скажи им, что у тебя со всеми хорошие отношения». В итоге обидчик остался в статусе победителя.
В похожем стиле нередко работают и школьные психологи, поддержала коллегу профессор Фахрутдинова:
- Я знаю вопиющий случай, когда в одной казанской школе психолог спросила у мальчика, которого травили в классе: «А чувствуешь ли ты свою вину в том, что ребята пинали твой портфель?» Некоторые учителя, обсуждая с классом случаи буллинга, также говорят: «Ребята, а может, он сам виноват, что вы к нему так относитесь?» То есть к травле подключается педагог. Неудивительно, что иногда травля может продолжаться годами. - У меня наблюдалась девочка, над которой в школе издевались больше пяти лет. Довели до анорексии и суицидальной попытки, - привела случай из практики Людмила Невоструева. - Когда появилась возможность перейти в другую школу, а в данном населенном пункте была только татарская, эта русская девочка за два месяца выучила татарский язык, лишь бы скрыться от преследователей. И представляете, стала там сразу хорошисткой, переборола свой страх отвечать у доски… Я как человек, много работавший и в школах, и в вузах, хочу сказать: мы стали эмоционально холодными, не замечаем, что происходит вокруг нас.
Доцент кафедры дошкольного и начального образования института психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин считает, что зачинщиками буллинга обычно становятся «невротические дети с социальным интеллектом», то есть умеющие управлять группой, чувствовать ее, тогда как у «незрелых» учителей этот интеллект отсутствует.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Основатель дорожной империи «Волга-Автодор» Станислав Шевырев впервые выступил на публике после сенсационных признаний своего подчиненного Андрея Черкасина, взявшего на себя организацию покушения на Ирину Шевыреву.
Власти республики уверяют, что повышение стоимости ЖКУ будет не таким стремительным. А начальник Госжилинспекции Тыгин считает, что большинство обращений по поводу тарифов - лишь «эмоциональное возмущение».
«Вечерняя Казань» – о том, как на самом деле устроена программа «Алабуга Старт» и как девушки из стран дальнего зарубежья уже влияют на экономику Татарстана.
Несмотря на увеличение сборов, коммунальной сфере республики по-прежнему не хватает средств для эффективной работы. Промедление же с повышением платы за «коммуналку» навредило отрасли, считают чиновники.
Завершен первый этап реконструкции легендарного Дворца детского творчества имени Абдуллы Алиша, стартовавший весной этого года. Масштабной модернизации открытое 64 года назад здание дождалось впервые за свою историю.












