«Санитары магазинов» держали в страхе директоров казанских «Эдельвейсов»

Регина КИРИЛЛОВА
«Санитары магазинов» держали в страхе директоров казанских «Эдельвейсов»

Почему с полок магазинов «Эдельвейс» не удается ликвидировать просроченный товар, выясняли сегодня в Приволжском райсуде. Этот непраздный вопрос возник в рамках рассмотрения уголовного дела двух «тайных покупателей» - 40-летнего Анвара Петрова и 21-летнего Ансара Сайфутдинова. Их обвиняют в вымогательстве, поскольку подсудимые решили сдавать обнаруженную просрочку не специалистам Роспотребнадзора, а директорам магазинов сети «Эдельвейс» в обмен на вознаграждение. А те через какое-то время обратились в полицию.

Рассмотрение дела покупателей-вымогателей началось 24 марта. А сегодня в суде выступила потерпевшая - бывшая директор магазина «Эдельвейс» на улице Зайцева 28-летняя Светлана Лисичкина. Женщина, по ее словам, приехала на заседание из Москвы, куда не так давно переехала на постоянное место жительства.

К слову, именно с заявления в полицию Лисичкиной началось дело в отношении Петрова и Сайфутдинова. Как рассказала сегодня бывшая директор, с парочкой «тайных покупателей» она познакомилась в 2014 году, когда работала в «Эдельвейсе» по другому адресу. Тогда Ансар Сайфутдинов, будучи на тот момент несовершеннолетним, купил в управляемом ею магазине бутылку пива. После чего, утверждает Лисичкина, парень пришел к ней в кабинет и пригрозил уголовной ответственностью за продажу пива детям.

- В общем, он сказал мне: вызываем полицейских или договоримся без них? - вспоминает экс-директор магазина. - Я спросила его, сколько он хочет. Он взял чек и пальцем показал мне на цифру 5 в нем. Вслух он не озвучил сумму, но я поняла, что он хочет получить 5 тысяч рублей. Я попыталась уточнить, спросила: «Нужно отдать пять тысяч?» Но он ничего не сказал, только головой кивнул. Кассирша, которая тоже пришла в мой кабинет, плакала и просила заплатить. Я достала из кошелька пять тысяч и отдала Сайфутдинову, после чего он сразу ушел. Пиво оставил на моем столе. Кассир потом отдала мне эти пять тысяч.


Через некоторое время после этого инцидента, говорит Лисичкина, ее назначили директором «Эдельвейса» на Зайцева. Там ей пришлось общаться с Петровым и Сайфутдиновым регулярно. Ансару снова удалось купить в магазине алкоголь, но на сей раз директриса решила не платить и велела кассиру вызывать полицию. После чего «тайные покупатели» отыскали на полках колбасу, срок годности которой вышел накануне, и предложили отдать ее сотрудникам магазина в обмен на небольшое вознаграждение.

- Я отказалась, тогда Сайфутдинов попросил жалобную книгу и оставил в ней запись о находке, - рассказала Лисичкина. - А через несколько дней к нам пришли с проверкой сотрудники Роспотребнадзора. Оказалось, в ведомство поступила жалоба от Анвара Петрова. Они проверили товары, нашли просроченную икру в банке и выписали штраф.

Во время следующих визитов Петрова и Сайфутдинова директриса магазина, по ее словам, была уже гораздо сговорчивее. «Постоянные проверки Роспотребнадзора после их жалоб мешали бы нам работать, могли негативно отразиться на репутации магазина и на мне лично», - объяснила Лисичкина судье. Поэтому женщина, несколько раз заплатив за найденные товары с истекшим сроком годности, согласилась на следующее предложение «тайных покупателей» - платить им по 3 тысячи рублей ежемесячно за то, что они несколько раз в месяц проверяют полки магазина и сдают ей найденную просрочку, ничего не сообщая в контролирующие органы. При этом Лисичкина отметила, что как минимум один раз заподозрила, что просроченный товар эти двое могли и подбросить. Закончилось необычное сотрудничество в начале апреля 2016 года, когда в магазин с проверкой пришли сотрудники Роспотребнадзора. Директриса предположила, что проверяющих навели Петров и Сайфутдинов, поэтому обратилась в полицию. После очередной передачи денег 18 апреля их задержали.

- Вообще деньги им я и другие директора магазинов «Эдельвейс» отдавали по 15-м числам, так как в этот день получали зарплату, но тогда у меня денег не оказалось, и мне пришлось занимать нужную сумму, поэтому задержание произошло 18-го числа, - объяснила Светлана Лисичкина.

После задержания Петрова и Сайфутдинова следствие нашло среди директоров магазинов «Эдельвейс» еще 8 потерпевших от их действий. В итоге Петрову предъявили обвинение в 26 эпизодах вымогательства, Сайфутдинову - в 21 эпизоде. По версии следствия, часть эпизодов совершалась по предварительному сговору, что является отягчающим обстоятельством.


После того как экс-директор Лисичкина закончила свой рассказ, к ней обратился адвокат Петрова Рамиль Валеев:

- А нельзя сделать так, чтобы в магазине не было просрочки вообще?

- Нет, здесь играет большую роль человеческий фактор, - ответила ему Лисичкина. - В любом магазине всегда есть просрочка. Вообще, следить за сроком годности продуктов должны продавцы, у них в трудовых договорах есть соответствующий пункт. Но понятно же, за всем уследить невозможно...

- Так ведь вы говорите, что подсудимые к вам приходили в определенные дни, почему нельзя было хотя бы накануне навести порядок на полках? - удивилась в свою очередь адвокат Сайфутдинова Венера Иванцова.

- Да я уже ответила - человеческий фактор, невозможно все найти! - с досадой отозвалась Лисичкина.

…В итоге в выяснение нюансов появления и выявления на полках просроченной продукции кроме адвокатов втянулись оба подсудимых и представитель обвинения, старпом прокурора Приволжского района Лилия Цеханович. Оно затянулось настолько, что судья был вынужден объявить этот вопрос закрытым и удовольствоваться объяснением о человеческом факторе.

Затем к потерпевшей обратился Ансар Сайфутдинов:

- Когда мы предложили вам свою услугу, вы уточняли при этом, будем ли мы обращаться в Роспотребнадзор?

- Я не помню. Год уже прошел, подробности диалогов забыла за это время, - пожала плечами Лисичкина. И резко добавила: - Почему вы называете это услугой? Это было вымогательство натуральное, я платила только за то, чтобы вы не обращались в Роспотребнадзор. Я этого боялась.

- Если мы находили просрочку, а вы это подтверждаете и сами, мы таким образом улучшали качество обслуживания клиентов? - продолжил подсудимый.

- Возможно, улучшали... - замявшись, признала потерпевшая. - Но я - повторяю - отдавала деньги не за это. Я платила, чтобы не приходили с проверками....

После бывшей директрисы в суде сегодня выступили двое свидетелей - менеджеры магазина «Эдельвейс» на проспекте Амирхана Елена Ульянова и Наталья Константинова. Женщины сообщили, что у директора магазина Юлии Макаровой Петров и Сайфутдинов тоже брали по 3 тысячи рублей в месяц с 2014 по 2015 годы на тех же условиях, что у Лисичкиной.

- У нас тоже история началась с покупки спиртного: Ансар Сайфутдинов привел девочку-подростка, выглядевшую гораздо старше своих лет, и та сумела купить бутылку вина у новенькой кассирши, - рассказала Ульянова. - Причем в то время до нас уже дошла информация о том, что некие «подставщики» ходят по «Эдельвейсам» и вымогают деньги. И все равно такое произошло. Потом они несколько раз находили просрочку, а потом директор, побоявшись Роспотребнадзора, согласилась платить. После этого они товар с истекшим сроком уже не искали, тупо приходили и забирали деньги раз в месяц.

Следующее заседание по делу назначено на 17 августа.