Шагимуратова покорила Метрополитен-оперу

ВК
Шагимуратова покорила Метрополитен-оперу

16 марта в нью-йоркской Метрополитен-опере произошло знаменательное событие - состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Уже 180 лет эта опера не сходит со сцен ведущих оперных театров мира. Поставленная впервые в миланском оперном театре «Сан-Карло» в 1835 году, она сразу завоевала почетное место среди бессмертных оперных шедевров и удерживает его до сих пор. Это типичная опера bel canto, требующая от исполнителей виртуозной вокальной техники, совершенствуемой в Италии в течение почти четырех столетий. В роли Лючии в спектакле 16 марта выступила солистка театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Альбина Шагимуратова.

Шагимуратова уже несколько лет исполняет главные партии на самых престижных оперных сценах Европы, Америки и России. И в Метрополитен она тоже не впервые. Однако на этот раз реакция публики на ее пение была особенной: уже после первой арии зал задрожал от продолжительных аплодисментов, а в конце спектакля ей устроили длительную овацию. На сцену из зала летели несмолкаемые крики «Браво!».

Чем же покорила Альбина аудиторию? Вернемся к некоторым элементам бельканто, которые в этой опере составляют ее смысл и цель. Вокальная партия здесь насыщена труднейшими руладами и трелями, высочайшими нотами и соревнованием певца с солирующими инструментами оркестра. Все это требует широкого и искусно управляемого дыхания, умения включать головные, грудные и горловые резонаторы, умения петь на почти исчезающем звуке piano и мгновенно переходить в мощное forte, долго держать ноту и манипулировать голосом настолько, что становится вполне возможным соревноваться со скрипкой, кларнетом или флейтой. Это требует высшего мастерства! И всем этим Альбина владеет в совершенстве!

И ни в коем случае не следует забывать, что одного мастерства и знания приемов bel canto недостаточно для того, чтобы стать выдающимся оперным певцом или певицей. Самым главным является голос исполнителя! Голос Альбины - редкой красоты, чистоты и мощи. Ровный на всех диапазонах, гибкий и проникающий в душу и в сознание. Я услышал Альбину впервые в 2006 году в оперной студии хьюстонской Grand Opera. Уже тогда ее голос был незабываем, и мне, на слуху у которого голоса десятков прославленных певцов XX века, стало ясно, что я встретился с необыкновенным по красоте, подвижности и силе голосом. Придя домой, я сказал: «Сегодня я слушал певицу, которой вскоре будет принадлежать весь мир».

Что особенно запомнилось в спектакле в Сан-Карло? Альбине удается так менять окраску звука, что мы буквально слышим, как ее Лючия из счастливой влюбленной в начале оперы превращается в несчастную и гонимую, а в конце оперы в сошедшую от горя с ума умирающую женщину. В опере есть момент, когда певица исполняет каденцию под аккомпанемент одной лишь флейты. Отличить звук флейты от звука голоса Альбины было невозможно, певица безошибочно, со звенящим великолепием брала каждую ноту. Это высшее мастерство, которое мало кому удается!

Того, что сделала Альбина в сцене смерти, я не слышал никогда! Финальная нота, спетая ею на фермате, звучала, как звучит пластинка или магнитофонная запись, когда начинает «плыть» звук. В этом «плывущем» звуке душа героини прощалась с жизнью, и только такое звучание дает возможность слушателю почувствовать ужас смерти молодой женщины. Звук не только уменьшался по силе! Это элементарно для профессионала. Он менял частоту, звучал все ниже и под конец стал уже не звуком, а слабеющим стоном, почти воем замученной насмерть жертвы. Мне стало страшно до озноба!

Следует оговориться, что я слушал этот спектакль дома по радиотрансляции прямо из театра. Альбину я не видел, и все впечатления, описанные мною, я получил только от звука! Смотреть было не нужно. Мало что добавила бы сценическая игра Альбины, хотя и актерски она очень хороша. Я видел ее в этой роли много раз на репетициях и спектаклях упомянутой уже хьюстонской Grand Opera. Превосходно играла Шагимуратова! Не забыть сцены сумасшествия, когда она спокойно, медленно, как бы во сне проходя мимо стола, накрытого для свадебного пира, схватила одной рукой скатерть и, не меняя направления и скорости движения, потащила эту скатерть за собой, не замечая падающих блюд, графинов и прочего. Это ли не воплощенное безумие!

Пятиминутная овация, крики «браво» достойно увенчали выдающееся исполнение Альбины. В следующем сезоне она снова выступит в Metropolitan Opera в главной роли моцартовской оперы «Похищение из сераля».

Марк ЗАЛЬЦБЕРГ, музыковед (Хьюстон, Техас).
Специально для «ВК».