Шахматы - гимнастика для ума?

ВК

Президент Международной шахматной федерации (FIDE) Кирсан Илюмжинов обратился к главе Минобрнауки РФ Ольге Васильевой с просьбой поддержать инициативу сделать шахматы обязательным предметом в начальной школе

Артем Тимофеев, международный гроссмейстер:

- Я читал, что шахматами хотят заменить урок физкультуры. Считаю, этого делать не стоит. Разве что как факультатив ввести. Конечно, шахматы, как и математика, всем детям могут пригодиться. Но нужно больше экспериментальных данных, как влияют шахматы на развитие.

Айдар Шамсутдинов, директор школы №165:

- Я категорически против введения шахмат в школьную программу. Основная проблема образования в России сегодня - это перегрузка огромным количеством предметов. Я понимаю, что астрономия важна, но во всем мире, если ребенок не нацелен на получение физико-математического образования, ему дается общий предмет естествознание. Легко продекларировать: давайте введем урок шахмат. А сегодня в условиях экономического кризиса будут ли у школ средства на приобретение шахмат и оплату труда тренеров?

Рузиля Рамазанова, педагог-психолог, НОУ «Школа «Кенгуру»:

- Это полезно, но вопрос во времени. Ребенок  может осознанно уделить этой настольной игре 10 - 15 минут только после пяти-шести лет. Для начальной школы полный урок, считаю, много. При этом нужно смотреть индивидуально: если ребенок гиперактивный, он вообще не сядет за шахматы. У кого-то тип мышления системный, логический, а у кого-то совершенно иной... Для детей, которые будут постоянно в такой ситуации находиться, расстраиваться, думая, что он может проиграть, это стресс... Но есть и плюсы. Шахматы дают навык самоконтроля. К тому же это парная игра - значит, коммуникативные навыки, умение слушать партнера...

Дмитрий Цинман, замдиректора СДЮШШОР им. Нежметдинова:

- Шахматы - это модель нашей жизни в миниатюре, но со школой вопрос достаточно сложный. Идея популяризации игры сама по себе замечательная. Но чтобы система заработала, нужно продумать вопросы финансирования и кадров. Люди должны уметь преподавать, а не обучать тому, как ходят фигуры. У нас столько специалистов нет. Вот если как факультатив - я обеими руками за. У нас и так шахматный бум после недавнего матча за шахматную корону. Это, конечно, гимнастика для ума, но это спорт не для всех.

Марат Хайруллин, сооснователь шахматного клуба «Гамбит»:

- Я поддерживаю эту инициативу. Шахматы развивают логическое и пространственное мышление. Не только в игре, но и в жизни. В моей школе был такой урок с 1-го по 3-й класс. Шахматы у нас вел замечательный учитель. Я общался с шахматистами, и они быстрее остальных осваивают любые другие настольные игры. И не только. Сергей Карякин, к примеру, во время матча за шахматную корону играл в теннис, и тренеры отметили, что он компенсировал недостатки в технике тем, что хорошо читал игру, видел площадку.