Шаляпинский фестиваль-2017 в Казани: будет ли Пиковая дама похожа на Любовь Орлову?

Айсылу КАДЫРОВА
Шаляпинский фестиваль-2017 в Казани: будет ли Пиковая дама похожа на Любовь Орлову?

XXXV Международный оперный фестиваль им. Шаляпина откроется в Казани 1 февраля. В кассе театра им. Джалиля билетов на фестивальные спектакли и гала-концерты, которые стоили от 500 рублей, уже нет. А на сайте бесплатных объявлений перекупщики предлагают билеты по ценам от 800 рублей.

В этом году в фестивальной афише 10 постановок опер, исполнение Реквиема Верди и два гала-концерта. Откроется Шаляпинский очередной казанской работой петербургского режиссера Юрия Александрова: он ставит с приглашенными солистами и труппой театра им. Джалиля «Пиковую даму» Чайковского. Насколько новым окажется этот спектакль - главная интрига Шаляпинского-2017: российские музыкальные критики не раз замечали, что Александров, один из самых востребованных и плодовитых режиссеров современности, ставит в разных театрах России оперные полотна, которые друг от друга мало чем отличаются. К примеру, в сезоне-2014/2015 он поставил в Казани в тандеме с художником Вячеславом Окуневым «Любовный напиток» Доницетти. Этот спектакль оказался копией «Любовного напитка», который они с Окуневым задумали и воплотили в 2007 году для труппы московской «Новой оперы». Впрочем, копией не точной, а с местным колоритом. В казанском спектакле герои оперы Доницетти размахивали флагом Татарстана с эмблемой футбольного клуба «Рубин», а внушительная часть действия разыгрывалась на фоне вывески магазина «Бахетле».

«Пиковую даму» Юрий Александров ставит в Казани в тандеме с художником Виктором Герасименко. Этот же дуэт работал над постановкой «Пиковой...» в московском театре «Новая опера» в 2013 году. И уже тогда нашлись зрители, посчитавшие спектакль более-менее идентичным тому, который Александров (правда, с другим художником - Зиновием Марголиным) создал для своего камерного театра «Санктъ-Петербургъ Опера» в далеком уже 2001 году.

На Шаляпинском-2017 «Пиковую даму» покажут два раза. Будет ли казанская премьера Александрова отличаться от московской?

Про спектакль в «Новой опере» Александров говорил, что «в целом это своеобразная эпитафия XX веку». Действие «Пиковой дамы» он начал в 1905 году, а не в конце XVIII века, как в либретто. В картине гуляния в Летнем саду среди петербуржцев можно было узнать царскую семью (Александров посвящал постановку 400-летию Дома Романовых).

Вторая картина спектакля происходила в 1914 году: комната Лизы превращалась в военный госпиталь времен Первой мировой войны, а сама Лиза становилась сестрой милосердия. Второе действие оперы Чайковского режиссер Александров перенес в 1937 год. Графиня из всеми ожидаемой «старой ведьмы» вдруг перевоплощалась в певицу, очень похожую на Любовь Орлову: она оказывалась на кремлевском концерте по случаю столетия со дня смерти Пушкина, где присутствовал Сталин... За участие в этом концерте александровская Графиня получала продуктовый набор. Возвращалась с ним в жуткую ленинградскую коммуналку, где она живет в окружении не приживалок, а соседей. Картина заканчивалась сценой обыска квартиры чекистами и суицидом Графини: она выпивала пригоршню таблеток.

В третьем действии оперы Александров показывал блокадный Ленинград. Сцену в казарме перенес в морг с трупами...

Лиза в этом спектакле топилась в канавке в 1953 году - в момент кончины Сталина. Сцена при этом была заполнена женщинами в ватниках. А последняя картина олицетворяла уже наше время: казино, игроки, танцовщицы...

С музыкальной точки зрения успех «Пиковой дамы» во многом зависит от исполнителя партии Германа. Это одна из самых сложных теноровых партий: нужно быть прекрасным артистом и первоклассным певцом, чтобы эта роль тебе удалась. Режиссер Александров неоднократно говорил в интервью: «Я насмотрелся на Германов - эдаких пупсиков с косичками и в мундирчиках, похожих больше на Щелкунчиков. Я подумал, что Герман все-таки русский архетип - человек страдающий, но сеющий вокруг себя смерть. Это вечный и страшный персонаж, и его умирание подразумевает его возрождение».

Германа в исполнении Сергея Полякова в спектакле Александрова в московской «Новой опере» критики называли «бесом» и «абсолютным злом, напоминающим всех безумных искусителей России, начиная с Распутина». Любопытно, что именно Поляков будет петь Германа и на первом казанском показе «Пиковой дамы».

Поляков учился в РАТИ (ГИТИС) и в Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской, солистом «Новой оперы» стал в 2008 году. Сравнительно недавно - в минувшем декабре - дебютировал в нью-йоркском концертном зале Карнеги-холл (вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии»)...

В других спектаклях Шаляпинского фестиваля почти все афишные партии исполнят вокалисты, хорошо знакомые казанской публике. К примеру, Оксану Крамареву из Национальной оперы Украины зрители смогут увидеть в ее коронных ролях - Турандот и Аиды. Также она исполнит партию сопрано в Реквиеме Верди, а в первом показе «Пиковой дамы» - Лизы. Бас Михаил Казаков (Большой театр России и ТАГТОиБ им. Джалиля) приглашен на вердиевский Реквием, а также на партии Гремина в «Евгении Онегине», Рамфиса в «Аиде» и царя Бориса в «Борисе Годунове».

Поклонники Ахмеда Агади (Мариинский театр) увидят своего любимца в «Мадам Баттерфляй» (Пинкертон), «Трубадуре» (Манрико) и на гала-концертах. Его сценическими партнершами на фестивале станут успешно строящая карьеру за рубежом казанская певица Гульнора Гатина (Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй») и петербурженки Евгения Муравьева и Екатерина Егорова (Леонора и Азучена в «Трубадуре»)...

Из США прилетит на казанский фестиваль бас Михаил Светлов-Крутиков (Базилио в «Севильском цирюльнике», Варлаам в «Борисе Годунове»), из Турции - тенор Левент Гундуз (Калаф в «Турандот», Радамес в «Аиде»). Определенно стоит обратить внимание на молодую солистку Большого театра России Нину Минасян: она исполнит в «Риголетто» роль Джильды, а на заглавную партию в этой опере Верди приглашен азербайджанец Эвез Абдулла...

На гала-концертах фестиваля выступят солисты музыкальных театров Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Лондона и Вены. За дирижерским пультом на спектаклях и концертах - Марко Боэми (Италия), Михаил Грановский (Екатеринбург), Ренат Салаватов (Казань), Андрей Аниханов (Ростов-на-Дону), Василий Валитов (Москва), Алла Москаленко (Киев), Стефано Романи (Италия)...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.