Шаляпинский фестиваль в Казани: экватор пройден, накал не снижается

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Шаляпинский фестиваль в Казани: экватор пройден, накал не снижается

Еще четыре спектакля и гала-концерт ждут поклонников оперного искусства на фестивале в Казани. Накануне публике представили оперу Верди «Трубадур». Написанная 164 года назад, она до сих пор шокирует зрителя концентрацией злодейств. На кровавый сюжет, который разворачивается на фоне итальянской революции, в наши дни могли бы снять 100-серийное «мыло». Слава богу, обошлось.

Перед началом спектакля к зрителям со сцены театра им. Джалиля обратился знаменитый земляк - известный оперный певец и режиссер Эдуард Трескин.

В свойственной ему интеллигентной манере он довел до публики, что «…несмотря ни на что у оперы счастливая судьба. В ночь перед премьерой, 19 января 1853 года, в Риме бушевала страшная гроза. В Италии полыхала революция, и Верди был ее рупором». А потом заинтриговал: дескать, в тайниках театра Ла Скала хранится бутылка изысканного вина, которую еще в XIX веке обещали вручить тому, кто кратко, четко и внятно изложит замысловатый сюжет «Трубадура». Годы идут, отметил Трескин, вино дорожает, но никому еще не досталось. В антракте корреспондент «Вечерней Казани» слышала, как несколько вдохновленных перспективой получить дорогущую бутылку зрителей безуспешно попытались сформулировать сюжет. «Давайте продолжим после финала», - договорились они.

Великолепный состав солистов фестивального «Трубадура» никого не оставил равнодушным: Сергей Ковнир (Национальная опера Украины), Мария Нерабеева (Московский театр "Новая опера"), Екатерина Егорова (Михайловский театр), Ахмед Агади (Мариинский театр), Эвез Абдулла (Германия). Яркие, харизматичные, очень живые.

И публика это отлично уловила: порой зал накрывала звенящая тишина, которая, как подметила потом исполнительница партии цыганки Азучены Екатерина Егорова, «передает потоки энергии из зала на сцену, и это волшебный миг». Поразил красотой вокала и артистическим темпераментом Эвез Абдулла (граф ди Луна). Созданный им «кипящий» образ человека, раздираемого страстями, мучимого ревностью и ненавистью, вызывал дрожь. Аплодисменты в той же мере относились и к оркестру под управлением Василия Валитова (Московский театр "Новая опера" им. Е. Колобова). 

Если учесть, что зал казанского оперного вмещает не более 1000 зрителей (вместе со стоячими местами), то приобщиться к высокому искусству в рамках фестиваля им. Шаляпина могут в общей сложности 12 тысяч человек. Вчера среди этих счастливчиков оказались представители Госдумы РФ - председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов и Дмитрий Морозов из комитета по охране здоровья. Они слушали «Трубадура» в директорской ложе вместе с председателем комитета Госсовета РТ по культуре Разилем Валеевым. Уже на служебном выходе Никонов (внук одного из высших партдеятелей СССР Вячеслава Молотова) улыбнулся корреспондентам «ВК» и сказал: «Впечатления от вечера самые хорошие!»

В целом на «Трубадуре» публика соответствовала статусу ценителей оперного искусства. Никто не шуршал обертками конфет, как на «Пиковой даме», во время представления почти не пользовались смартфонами. Среди публики нами были замечены три дамы в макси-платьях с открытыми спинами. Кстати, тем, кому только предстоит выезд в оперу, посоветуем: красного не надевать! Иначе не только сольетесь с обстановкой (театральные кресла обиты красным бархатом), но и будете похожи на театральных смотрителей в их фирменных красных костюмах.

По афише видно, что в фестивальном графике есть свободные дни. Кастинг-менеджер театра Анна Багаутдинова, на которую в том числе возложена непростая миссия по подбору солистов на фестиваль, пояснила: «Паузы нужны для того, чтобы обеспечить комфортный режим для артистов - в эти дни они репетируют. К тому же на монтировку декораций самых масштабных спектаклей, у которых массивная сценография, по времени уходит около суток. Я говорю в первую очередь о «Пиковой даме», «Евгении Онегине», «Аиде», «Турандот».

- Я в Казани с 14 января, участвую в восьми спектаклях, также выступлю в гала-концерте, - рассказал корреспонденту «ВК» за кулисами исполнитель партии Феррандо - солист Национальной оперы Украины им. Шевченко Сергей Ковнир. - Публика прекрасная, я чувствую контакт с залом. У меня самое родственное отношение к казанскому театру, многие коллеги в Киеве завидуют и даже просят, чтобы я дал им рекомендации. Казань полюбил, мне нравится пройтись пешком по центру - по улице Пушкина, заглянуть в кафе «Кишмиш», или через Ленинский сад, где старинный фонтан, прогуляться до гостиницы «Булак», где многие наши артисты останавливаются. Нас там весь персонал помнит, знает привычки. Традиционно везу домой много чак-чака, очень он дочке нравится. А в коллекции моей супруги есть кукла-татарочка, ее привезла в Киев главный администратор театра Елена Яковлева.

- Итоги фестиваля подводить еще рано, - резюмировал после спектакля замдиректора театра им. Джалиля Юрий Ларионов. - Шаляпинский на самом пике, все спектакли проходят при аншлаге, публика в восторге. Я сам видел, как на «Мадам Баттерфляй» зрители плакали! Представляете?! Специально на «Пиковую даму» прилетал голландский импресарио, остался под сильнейшим впечатлением. Скоро приступим к переговорам: шесть нидерландских театров уже выразили готовность принять нас с этой постановкой. А тут голову придется поломать: шутка ли, столько костюмов, реквизита, сценография... Целый поезд нужен! Кстати, несколько лет назад мы юридически оформили на бренд «фестиваль им. Ф.И. Шаляпина» авторские права. По сути, можем запретить использовать это название в других регионах, но не хотим. В мире искусства не должно быть вражды. Для нас важнее всего, что казанский фестиваль имени Федора Шаляпина вошел в число самых престижных в стране.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.