Шаляпинский фестиваль в Казани открыла «Царская невеста»: страдания брошенной Любаши довели зрительниц до слез

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Шаляпинский фестиваль в Казани открыла «Царская невеста»: страдания брошенной Любаши довели зрительниц до слез

Оперой «Царская невеста» открылся вчера в Казани очередной Шаляпинский фестиваль. Премьера спектакля, вернувшегося в репертуар театра им. Джалиля спустя 10 лет, приурочена к 175-летию со дня рождения композитора Римского-Корсакова. Корреспонденты «Вечерней Казани» окунулись в атмосферу оперного праздника вместе с публикой.

Игра струнного квартета в фойе и шампанское, как обычно, поднимали и без того приподнятое настроение казанских любителей оперы. Несколько дамочек так разгорячились, что, попав на выставку костюмов из постановок прошлых лет, принялись обниматься с манекенами и чуть ли не примерять на себя шубу Бориса Годунова. Это «святотатство» быстро пресекли смотрители, в остальном публика вела себя в храме искусства вполне подобающе.

Как известно, главным режиссером оперного произведения является создавший его композитор. Сложность для современника, которому предстоит очередное прочтение музыкального полотна (премьера «Царской невесты» состоялась 3 ноября 1899 года в Русской частной опере мецената Саввы Мамонтова), в том, чтобы на правах соавтора проявить максимальную деликатность в работе с историческим материалом. Режиссеру-постановщику «Царской невесты» Михаилу Панджавидзе, выдержавшему спектакль в классическом ключе, это удалось.

   - Мы ставили задачу максимально реалистично показать историю, произошедшую в XVI веке. Художник-сценограф Гарри Гуммель (Германия) максимально достоверно воссоздал дома, боярские палаты, фрагмент улицы Александровской слободы, - рассказал Панджавидзе. - В оформлении использованы живое дерево, металл, рогожа, домотканое сукно и другие аутентичные материалы. Тот же подход был и у художника по костюмам Нины Гурло (Белоруссия). Мы сознательно отказались от интерпретации образа царя Ивана Грозного. Как и у Римского-Корсакова, этот персонаж - вне трактовки. В первую очередь мы говорим о его окружении и таком страшном явлении, как опричнина. Зритель видит, к чему приводят безграничная власть и безнаказанность этой разнузданной «касты».

В первый фестивальный вечер зрители смогли насладиться фейерверком великолепных голосов. На сцене блистали выдающиеся артисты Михаил Казаков (партия Собакина, Большой театр России), Олег Мельников (Малюта Скуратов, Беларусь), Богдан Волков (Лыков) и Максим Остроухов (Елисей Бомелий) из «Новой оперы» им. Колобова», Елена Витман (Домна Сабурова, Мариинский театр), Вера Позолотина (Дуняша, Астраханский театр оперы и балета). Партию Марфы исполнила солистка театра им. Джалиля Гульнора Гатина, Ивана Грозного – артист казанского балета Ильнур Зарипов. За дирижерским пультом в этот вечер стоял Ариф Дадашев (Москва).

Без сомнения, дуэт Григория Грязного (Станислав Трифонов, Большой театр Беларуси) и Любаши (Екатерина Сергеева, Мариинский театр) стал лучшим дуэтом спектакля. Это был просто царский подарок зрителям! Трифонов и Сергеева к тому же обладают большим драматическим дарованием: казалось, что кипевшие на сцене страсти просто ошпарят зрителей. Любаша, отвергнутая полюбившим другую опричником Григорием, так убивалась, что у женской половины зала глаза оказались на мокром месте, а некоторые дамы не сдержали рыданий. 

Впечатления от встречи с высоким искусством казанским зрителям, пожалуй, испортило вчера лишь одно - за дверями театра нет никакого намека на праздник, площадь перед ним погружена во тьму. Фасад гол – ни афиш, ни растяжек, сообщающих о том, что нынешний международный оперный форум приурочен к 145-летию Казанской оперы и 80-летию ТАГТОиБ им. Джалиля. Таким образом казанские власти уберегают здание театра, которое является объектом культурного наследия, от «рекламы». В общем, Год театра Казань встречает как-то уныло. Хотя если вспомнить историю с пустыми клумбами перед театром во время последнего Нуриевского фестиваля, то удивляться не приходится.

Всего в афише XXXVII Шаляпинского фестиваля, который продлится по 23 февраля, 10 спектаклей и два гала-концерта, плюс блок параллельных мероприятий – лекции о музыке и музыкальном театре и образовательная «Школа оперного зрителя». Так, 9 февраля в творческой лаборатории «Угол» будут показаны видеозаписи созданных в последние годы опер «Сны Иакова, или Страшно место» Александра Маноцкова и «Коллонтай» Эльмира Низамова. 12 февраля в казанском Доме актера о величайшем певце XX века Федоре Шаляпине расскажет музыкальный журналист Николай Рыбинский (Москва). 14 февраля корреспондент журнала Opera Magazine (Лондон) Александр Ласковски прочитает там же лекцию «Оперные театры и фестивали Европы».