Шаляпинский фестиваль в Казани открылся оперой о власти и любви

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Шаляпинский фестиваль в Казани открылся оперой о власти и любви

С премьеры начался вчера в Казани XXXVI фестиваль им. Ф. Шаляпина. Трехчасовой спектакль «Набукко» в постановке режиссера Ефима Майзеля прошел на одном дыхании. Артистам стоя рукоплескали и партер, и галерка.

Любопытно, что Федор Шаляпин никогда не исполнял ни одной партии в этой опере Дж. Верди - ни на родине, ни за границей. Впервые «Набукко» поставили в России в 1851 году на сцене Мариинского театра - спустя девять лет после премьеры в Ла Скала, потом прошли полтора века «молчания», пока в 2001 году постановку не осуществил Большой театр.

Вчера казанские опероманы потянулись в театр за час до начала спектакля. Развлекались традиционно: прохаживались по фойе с ритуальными фужерами шампанского, слушали скрипичный квартет под управлением Захара Штейнберга, рассматривали стенды с информацией о жизни великого баса. Больше всего народу собралось у подборок «Казань - родина Шаляпина», «Шаляпин в изобразительном искусстве», «Друзья и наставники Шаляпина».

Среди фланирующих театралов корреспонденты «ВК» заметили директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Зилю Валееву, руководителя пресс-службы президента РТ Эдуарда Хайруллина, главу Госархива РТ Ираду Аюпову... Забегая вперед, скажем, что по окончании спектакля огромную корзину цветов вынесли на сцену от руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова, который наблюдал за кипевшими на сцене страстями из директорской ложи.

Перед премьерой к зрителям обратился народный артист СССР, выдающийся балетный танцовщик и режиссер Владимир Васильев, которого с театром им. М. Джалиля связывают давние творческие и дружеские отношения.

- Даже не представляете, как я рад находиться на этой прославленной сцене! - эмоционально высказался Васильев. - Величайшая честь быть с вами в этот день. Знаете, а ведь 1 февраля - день рождения моей уже ушедшей жены, балерины Екатерины Максимовой… Казанский оперный фестиваль - необыкновенный, а планку ему задал Федор Иванович Шаляпин, он ведь как творческий Эверест! Многие пытаются добраться до этой вершины, но никому еще не удалось. Шаляпин и сам считал, что не достиг всех высот в профессии. Радуюсь, что фестиваль наращивает обороты, каждый раз открывается премьерой. Сегодня нам предстоит увидеть новое прочтение «Набукко» - жду чуда, как и вы. Любите своих артистов и свой театр, как люблю его я!

А потом зрители перенеслись в древний Иерусалим - на минуточку, в VI век до нашей эры! Чем может зацепить человека XXI века отделенное пеленой почти трех тысячелетий повествование? Такой фишкой, судя по словам режиссера спектакля Ефима Майзеля, стала тема обладания властью и злоупотребления ею же. Ну и последующего возмездия, конечно.

Страсти на сцене кипели нешуточные. Великолепен был в трагическом безумии и ошеломительном прозрении вавилонского царя Навуходоносора (Набукко) Борис Стаценко. Зоя Церерина в образе Абигайль проявила свой очевидный драматический дар - ей «верилось», как и Андрею Валентию, исполнившему партию иудейского первосвященника Захарии.

На зрителей произвел впечатление весь ансамбль солистов: Дарья Рябинко (Фенена), Александр Трофимов (Измаил), Венера Протасова (Анна), Олег Мачин (военачальник), Айдар Нургаянов (верховный жрец). Но не зря говорят, что опера «Набукко» - это хоровая фреска. Хор театра им. М. Джалиля доказал, что он главный герой на сцене. Браво хору, браво оркестру под управлением итальянского дирижера Стефано Романи!

Современные постановщики препарируют либретто на разные лады, вплоть до того, что переносят действие в метро, а героев превращают в бомжей. Команда казанских постановщиков не пошла на столь радикальные эксперименты, но привнесла в каноническую канву модернистские изыски. Художник-постановщик, он же художник по костюмам Виктор Герасименко создал легендарный Храм Соломона в виде стеклянного куба. Шестиконечные звезды на его гранях похожи на алмазные насечки вроде тех, что наносят на изделия из хрусталя. Раздвижная конструкция оставляет пространство воздушным и совсем не загромождает сцену, и так переполненную действующими лицами. Компактной оказалась и стена Иштар, похожая на ширму. Как известно, ту стену украшали дивные росписи лазурного цвета. Герасименко создал все сценические костюмы на основе этого цвета, используя оттенки небесного, аквы, изумрудного, морской волны, бирюзового. Стильно, не крикливо, ассоциативно.

Кстати, о костюмах. В Розовой гостиной представлены восемь платьев и камзолов из постановок прошлых лет. Посмотрели мы на роскошные наряды и невольно сравнили их с обликом современных зрителей. Никаких тебе меховых горжеток, открытых спин и перчаток до локтя, как в былые годы. Многие дамы не то что не в вечерних туалетах - даже не в туфельках, а в зимних сапожищах. Мелькнет девичий стан в платьице, простучат каблучки - и все оглядываются. Пожалуй, впору вводить дресс-код для зрителей или устанавливать в фойе просветительские витрины типа «Эволюция/Деградация костюма завзятого театрала».

Впрочем, довольно ворчать. Зато завсегдатаи оперного фестиваля - люди воспитанные, обертками от конфет во время представления не шуршат, в смартфоны не смотрят и даже звук на мобильных телефонах выключают!

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.