Следующий Нуриевский обещает стать ещё круче нынешнего

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Следующий Нуриевский обещает стать ещё круче нынешнего

В Казани завершился ХХХ Международный фестиваль балета имени Рудольфа Нуриева. За две недели зрителям представили десять блистательных спектаклей. Состав солистов поразил искушенных балетоманов, которые отмечали, что «за таким составом люди специально в Европу ездят».

Мощным завершающим аккордом фестиваля стали два гала-концерта, режиссером которых выступил народный артист России Андрис Лиепа. Баланс между классикой и модерном режиссер выдержал идеально.

Каждое отделение концерта начиналось с документальных кадров: на экране парил в танце Нуриев, а Лиепа выступал в роли лектора-просветителя. Эффектным был выход артистов на последний поклон: они кружили по сцене на фоне сменяющихся портретов Нуриева.  

В антракте вчрашнего гала-концерта произошло доселе невиданное: разгоряченные страстями на сцене зрители и сами ринулись танцевать под зажигательную музыку струнного квартета под управлением Захара Штейнберга.

В этот момент корреспондент «Вечерней Казани» встретила в фойе директора Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова.

- Рауфаль Сабирович, вы довольны юбилейным фестивалем? Заминок не было?

- Профессиональная команда, на чьих плечах лежит организационная и творческая работа, вот уже три десятка лет держит, что называется, планку. Наше кредо – выдерживать «золотой стандарт» классического романтического балета. Это же целый эстетический комплекс, каждая сфера чрезвычайно важна - музыкальная, танцевальная, сценографическая. Некоторые пытаются упрекать, мол, мы приверженцы музейного жанра, не согласен с ними в корне. В известном смысле мы выступаем хранителями классического искусства, в этом видим свою миссию. Что касается спорных моментов, или, как вы выразились, «заминок», то поверьте, мы все свои недочеты видим и знаем лучше любого критика. Просто есть люди, которые… э... как бы поделикатнее выразиться, самовыражаются на нашей продукции. Удобная позиция: сами ничего не производят, зато пиарятся за чужой счет. Не замечая при этом, как преобразился наш театр, поднялся его уровень. Российских и зарубежных солистов приглашаем теперь на сильнейшую базу. Да они к нам и сами просятся, в балетном мире все знают о казанском фестивале, у него репутация. И зал театра всегда полон!

- Говорят, следующий Нуриевский будет круче нынешнего, юбилейного?

- Он обязан стать более мощным, поскольку будет посвящен 80-летию Рудольфа Нуриева! Готовимся уже сейчас, полностью программу фестиваля сверстаем к февралю. Раскрою секрет: уже идут переговоры с труппой «Балет Бежара» и с театром балета Бориса Эйфмана. В 2018 году также исполнится 25 лет Казанскому хореографическому училищу, и мы допускаем, что в рамках фестиваля пройдет гала-концерт его учащихся и выпускников, на которых держится труппа нашего театра. Я вам так скажу: полноценная жизнь театра оперы и балета невозможна, если в городе нет консерватории и хореографического училища! А в Казани все условия соблюдены, выпускники КГК и училища на 99 процентов составляют нашу базу.

- Какие события фактически завершенного театрального сезона произвели на вас наиболее яркие впечатления?

- Во-первых, фестиваль «Ветер перемен» («Узгэрэш жиле»). Мы приобрели уникальный опыт, этот проект в стенах театра получит продолжение осенью. А во-вторых, две наши премьеры – опера «Пиковая дама» и балет «Ромео и Джульетта». Если же говорить о впечатлениях, которые на меня произвели не проекты, а люди, то удивляюсь нашей талантливой молодежи: это премьерные работы Кристины Андреевой в «Ромео и Джульетте» и Гульноры Гатиной в опере «Баттерфляй». С нетерпением ожидаем «Травиату», в которой 4 июня впервые в заглавной партии выступит солистка Венера Протасова. 

- Звезд казанского балета горожане узнают в лицо. А к вам подходят за автографом?

- Меня узнают, как правило, только внутри театра (смеется). Несколько раз действительно просили автографы, но это меня смущает. Зачем мне популярность? Я не звезда и не тусовщик. Мне важнее, чтобы зритель после встречи с классической музыкой вышел из театра облагороженным, с добрым сердцем.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА

p