Слово тоже лечит?

ВК

Врачей московских поликлиник начали учить вежливому общению с пациентами

Ростислав Туишев, председатель правления Ассоциации медработников РТ:

- О том, что слово лечит, знает каждый врач со времен Гиппократа. Об этом говорится в его клятве. Принцип милосердия и забота о пользе больного - об этом сказано в разработанном нами в 2014 году региональном Этическом кодексе врача. Прекрасно, что в Москве для сотрудников поликлиник создали курсы вежливого общения с пациентами. А мы этим уже давно занимаемся. На всех наших семинарах и форумах врачи проходят обучение, в содержание которых всегда вплетены вопросы вежливого и доброго отношения к больным. Понимаете, во все времена были хорошие врачи, средние и плохие. Это соотношение никогда не меняется.

Татьяна Князева, инженер:

- Для больного лучшее лекарство - ласка. А в нашей поликлинике некоторые врачи не то что не улыбнутся тебе - накричат. Недавно наблюдала там, как доктор наорала на старушку: мол, надоела, каждый день ходишь. А куда же нам идти, если болит? Все делают, чтобы вытолкнуть нас в платную клинику.

Анатолий Елдашев, историк-краевед:

- Словом можно убить, можно воодушевить. Вежливости действительно надо учить. Мне не раз приходилось сталкиваться с равнодушными и грубыми врачами. Но чаще - с умными и интеллигентными. Для меня нравственным примером является знаменитый врач-хирург Лука Войно-Ясенецкий, который говорил, что для хирурга не должно быть «случая», а только живой, страдающий человек. Этого принципа, к примеру, придерживался бугульминский врач Ефим Сигал, который дневал и ночевал в больнице. Он успевал и лечить пациентов, и поговорить с ними, дать надежду, подбодрить. Я у него лечился. Был еще в Бугульме в советские годы женский врач Владимир Кочубей, его называли «бабий царь», когда Кочубея хоронили, проводить его в последний путь вышли сотни женщин.

Роберт Фазлеев, замдиректора юридического агентства «Процесс»:

- Неплохо было бы организовать аналогичные курсы в Татарстане, потому что при подготовке врачей в вузах психологическому аспекту уделяется мало внимания. А вообще, практика показывает, что наши медики, как правило, вспоминают про этику и законодательство, только когда больной обратился в суд или надзорные органы. А до этого момента пациент обычно воспринимается как ребенок, скандалист, который мешается под ногами, задает глупые вопросы. «Доктор занят». Понятно, что наши медики крайне загружены. В районах один педиатр обслуживает несколько населенных пунктов... Врач разрывается. Словом, это комплексная проблема.

Ильсия Сафиуллина, фитнес-тренер:

- Моя родственница много лет работала в травмпункте, такие ужасы рассказывала. У них каждое дежурство неадекваты были: то буянят, то кидаются на врачей, то ловят белочек. Наши медики никак не защищены. На мой взгляд, сотрудников скорой и круглосуточных больниц нужно непременно научить приемам самообороны.

Опрос подготовила Наталия ВАСИЛЬЕВА