Служба доставки... алкашей

Ирина ПЛОТНИКОВА
Фотография Александра ГЕРАСИМОВА

Внезапную проверку казанской службе "03" устроил член Общественной палаты РФ, директор НИИ детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. Во время визита в наш город известный доктор вызвал скорую помощь и засек время. Машина приехала через 7 минут при нормативе в 15. Эта история произошла накануне мартовских выборов. Сезон больших пробок и строительства дорог начался позже.

Скорая теряет скорость. С началом работ на дорогах время прибытия казанских бригад на самые экстренные вызовы увеличилось почти на три минуты, сообщил корреспонденту "ВК" глава Минздрава РТ Айрат Фаррахов. По его словам, ситуация могла быть еще хуже, если бы лет шесть назад в Казани не начали открывать филиалы станции скорой помощи (ССМП). Сейчас их восемь, так что пациенту в Авиастроительном районе не нужно ждать приезда врачей из центра.

Вовремя успеть к больному - полдела. Страшно оказаться в мертвой пробке уже с пациентом, которому нужна экстренная операция. В этой ситуации спасение человеку не гарантируют даже опытные врачи, куда там чиновничьему заклинанию "потерпи до Универсиады". "Сейчас и в два часа на Булаке бывают пробки", - рассказывает старший врач оперативного отделения ССМП Ирина Алатырцева. Ну а водители службы "03" не скрывают: иногда вынуждены нарушать правила - объезжать заторы по обочине, тротуару и полосе встречного движения.

И состояние казанских дорог осложняет работу. В мае во время транспортировки в МКДЦ пожилого человека с подозрением на инсульт скорую на улице Глушко подрезала легковушка. Невысокая скорость позволила водителю увильнуть влево, но там машину подстерегала дорожная яма. Скорую тряхнуло так, что пациент слетел с сиденья на пол, дело могло закончиться смертельным исходом. К счастью, все обошлось. Как рассказала корреспонденту "ВК" родственница того больного, ей еще и успокаивать сотрудников скорой пришлось. Кстати, 15-минутное расстояние до больницы бригада преодолевала почти час, несмотря на выходной день и неожиданную помощь. Ведь сын больного на авто отправился впереди скорой на разведку маршрута и передавал медикам информацию обо всех свежих "кирпичах" и заторах.

Удивительно, но, по словам рядовых работников службы "03", о грядущих ремонтных работах и объездных путях городские власти их заранее не информируют. Спецмашины в обязательном порядке оборудуют спутниковыми навигаторами, но без толку: от GPS власти отказались, а отладка отечественной системы ГЛОНАСС в Казани затянулась. Ряд энтузиастов за свой счет установили на городских скорых навигаторы с оповещением о пробках в режиме онлайн, остальные полагаются на свой опыт, дорожное радио и рацию.

За место машинам скорой приходится бороться не только на дороге, но и во дворах - запертые ворота, шлагбаумы, валуны на проезжей части, охранники, которых "никто не предпреждал", и автомобилисты, требующие освободить "свое" парковочное место. Все это не добавляет скорости скорой. А еще на битых дорогах техника чаще выходит из строя, а запасных машин, как в советские времена, на станциях нет. Вместо 80 - 90 бригад в миллионном городе работают 65 - 70. Для сравнения: по требованию ФИСУ во время Универсиады-2013 в Казани дополнительно будут работать 67 медицинских авто - обслуживать несколько десятков тысяч спортсменов и зрителей.

Пока же руководство ССМП готовится к работе после закрытия Ленинской дамбы: планируется организовать "переброску" дополнительных машин на правый берег Казанки и еще жестче разделять поступающие вызовы - на экстренные и те, с которыми могут справиться врачи поликлиник.

- Люди привыкли, что скорая по первому требованию приезжает, - говорит главврач ССМП Айдар Фатыхов. - Звонят нам, когда болит голова и не могут дозвониться в поликлинику, когда нет денег или желания идти за лекарствами в аптеку. В сутки до трех тысяч звонков поступает. Обслуживаем более тысячи. Те звонки, где есть угроза жизни для пациента, обслуживаются в первую очередь: человек без сознания, задыхается, боль в сердце, авария...

Среди работников скорой бытует мнение о потребительском отношении горожан, дескать, используют "03" в качестве бесплатного такси и службы доставки пьяных. С тех пор как закрылись вытрезвители, обязанности по транспортировке алкашей в больницы переложили на скорую. В полицию забирают лишь буйных. Так, лишь за минувшую субботу казанская скорая сделала 70 таких выездов. В электронном журнале первичная информация о таких пациентах отражается просто: "лежит без сознания" или "плохо лежит".

Нередко бывает, что медики отправляются спасать "спящего" пациента в ущерб остальным, приезжают на место - и никого. Уполз, шутят медики и отправляются прочесывать окрестности. Чтобы не возвращаться, если последует такой же вызов из соседнего двора. Игнорировать эту категорию сообщений не позволяет законодательство, а плата за развоз пьяных не предусмотрена.

Айдар Фатыхов приводит пример из опыта зарубежных стран, где за каждый вызов скорой с социальной карты пациента снимают условно 50 евро. Если страховая компания признает вызов обоснованным, то государство возмещает расходы, и деньги пациенту возвращаются.

Неделю назад музыканты Симфонического оркестра РТ на гастролях в Австрии стали свидетелями ДТП. На перекрестке "Мерседес" сбил мотоциклиста. "Мгновенно остановились все водители и бросились на помощь с аптечками наперевес", - вспоминает свое потрясение пресс-секретарь оркестра Наталья Лукина. По ее словам, к сбитому побежали и матери с детской площадки, и велосипедисты, и прохожие - помогать, а не снимать на мобильник... Австрийская скорая тоже не оплошала - приехала через 5 минут.