Смерть в стразах и ноги Судьбы

Айсылу КАДЫРОВА
Фотографии Александра ГЕРАСИМОВА

Не премьерой балета, а премьерой мистерии открылся в театре имени Мусы Джалиля XXVII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Это «Carmina Burana, или Колесо Фортуны» - новый синтетический спектакль петербургского хореографа и режиссера Александра Полубенцева, в основу которого легла знаменитая кантата Карла Орфа «Carmina Burana». Сочинение композитора постановщик счел нужным перекроить: изменил в кантате порядок номеров.

В широком кругу героев этих номеров – заторможенные черные мутанты и задорные деревенские девушки, трогательные белокрылые ангелы и «ералашные» киберпанки. Есть священник, проповедник, искуситель, бог изобилия (все четыре роли одинаково старательно играет один артист – баритон Юрий Ившин). Диктатор в спектакле Полубенцева отчаянно смахивает на Гитлера, девушки из сцены «Грехи и наслаждения» - на тружениц  порно-индустрии.

В специально изданном к премьере буклете Полубенцев объясняет, что создавал «спектакль о вечном круговороте жизни – о рождении и смерти, о любви и ненависти, и надежде и отчаянии, об алчности и фанатизме…». Эти темы перекликаются со стихами из сборника средневековой поэзии «Carmina Burana» («Песни Бойерна»), которые легли в основу кантаты Орфа. Исполнителями нового спектакля – самого, пожалуй, густонаселенного в репертуаре театра Джалиля, - и его равноправными участниками стали оркестр, хор театра имени Джалиля и детский хор «Delizia», артисты казанской балетной труппы и солисты оперы. 

Мистерия начинается в темноте, с крика чаек и шума морских волн. Через пару секунд середина черного задника сцены раздвигается, и мы видим в образовавшейся прямоугольной щели залитые солнцем берег и неспокойное море (художник по компьютерной графике – Павел Суворов). Из «потустороннего» курортного мира на сцену медленно выходит Странник (Нурлан Канетов). Он ударяет в колокол, оркестр и хор мгновенно взрывают пространство грандиозным шлягером «О, Фортуна!». Кстати, он повторяется в мистерии четыре раза: звучит в начале и конце каждого из двух актов.

Фортуна, богиня Судьбы (Алина Штейнберг), – сквозной персонаж постановки,  участвует почти в каждой картине. Единым линейным сюжетом эти картины не связаны, но публика безошибочно чувствует, когда заканчивается очередной номер мистерии: дружно «сшивает» эпизоды спектакля аплодисментами. 

В спектакле Полубенцева Фортуна выглядит шаржированно. Кукольную нелепость культовому образу придает клоунский кучерявый огненно-рыжий парик, к затылочной части которого крепится маска – копия лица артистки. Зато у двуликой Фортуны гибкое тело и длинные ноги. Гуманный пластический рисунок ее роли то и дело подчеркивает эти достоинства.

Богиня Судьбы капризна, своенравна и жестока: в спектакле Полубенцева она кому-то одному преподносит корону (символ власти), другой избранной – траурный черный платок (символ горя и потерь). Влюбленным друг в друга жениху и невесте Фортуна дарит дитя (почему-то уже взрослое). Потом это дитя отнимает…

Эффектнее Фортуны выглядит Смерть (тенор Нурлан Бекмухамбетов). Благодаря шикарному карнавальному костюму (художник – Мария Смирнова-Несвицкая): обтягивающий черный комбинезон, «стоячий» - как у Марины Мнишек в «Борисе Годунове» Мусоргского – белоснежный воротник расшит стразами, к талии крепится кринолин из бряцающих «человеческих» костей.

Самыми свободными, естественными и уверенными в своих действиях выглядели на премьере артисты, которым в силу объективных причин не пришлось ни танцевать, ни даже ходить. Это артисты хора (хормейстер - Любовь Дразнина) и оркестра (дирижер – Андрей Аниханов) театра имени Джалиля. Оркестр, как ему и положено, играл в оркестровой яме, и играл замечательно. А поделенным на две группы артистам хора явно удобно и приятно было петь, сидя в длинных плащах с капюшонами у правой и левой кулис сцены…

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы

Смерть в стразах и ноги Судьбы