«Совесть - лучший контролер»: «приблуда» от Грефа для оплаты проезда оставит без работы казанских кондукторов?

Юлия СМИРНОВА
«Совесть - лучший контролер»: «приблуда» от Грефа для оплаты проезда оставит без работы казанских кондукторов?

Систему «бескондукторной» оплаты проезда тестируют в двух казанских трамваях на маршрутах 5 и 5а, взяв на вооружение опыт Москвы и Санкт-Петербурга. Система простая и работает в одно касание: приложил к терминалу банковскую карту - оплатил проезд. «Все новое - хорошо забытое старое!» - вспомнили казанцы советские компостеры и тут же запереживали за кондукторов: куда их теперь? Сами кондукторы за свою судьбу спокойны, а нововведение считают очередной «приблудой», которая себя не оправдает.

Напомним, в конце прошлого года после многочисленных просьб автобусных перевозчиков поднять плату за проезд тогдашний глава Миндортранса РТ Ленар Сафин посоветовал автобусникам начать перенимать опыт Москвы, где кондукторов, которые то и дело норовят утаить часть выручки от начальства, заменили электронными терминалами. Электроника воровать не умеет, и зарплату ей платить не надо.

В начале этого года терминалы-валидаторы для самостоятельной оплаты проезда были замечены в автобусах маршрутов № 23 и № 56. Но оказалось, их установили для показухи - чтобы похвастаться перед посетившим Казань главой Сбербанка Германом Грефом.

И вот «чудо-терминалы» снова появились в казанском общественном транспорте. На сей раз - в трамваях. Об этом в соцсетях известил общественность 20-летний пассажир трамвая «пятерочка».

«Привыкли платить картой - данный сервис к вашим услугам. Кто хочет оплатить - оплатит. Это наше удобство», - поделился впечатлениями юноша.

Новость вызвала у горожан живой интерес. Казанцы вспомнили советские времена, когда совесть пассажира была лучшим контролером и люди сами компостировали билетики в трамваях и троллейбусах. А другие не компостировали и ездили зайцем.

«Всё новое - хорошо забытое старое»;
«Ну всё, можно ездить бесплатно!»;
«Наши нищеброды платить не будут, конечно же».

Другие обеспокоились, что будет с кондукторами, если их начнут массово заменять электроникой.

«А кондукторы куда? Как им теперь без чумары?»;
«Пойдут на кассы в «Магнит». А то вечно пустуют кассы»;
«Если уберут кондуктора, будет заходить ревизор на любой остановке и проверять билеты, так было в СССР».

Сами кондукторы пока не увидели опасного конкурента в новой «приблуде».  

- На трамваях и пожилые люди ездят, и мамочки с колясками. Кто им помогать будет? Нет, нас не заменят техникой, - уверен молодой кондуктор Руслан, с которым пообщалась корреспондент «ВК», прокатившись в 5-м трамвае. - Кондуктор ведь не только оплату принимает. Мы следим за порядком в вагоне, за чистотой. К нам часто обращаются с вопросами, как куда добраться, на какой остановке лучше выйти. Наша работа нужна людям!

А вот более опытная коллега Руслана, представившаяся Натальей, считает, что руководство транспортных предприятий хотело бы избавиться от кондукторов, но будет делать это постепенно и осторожно, прикинув выгоду.  

- Сначала попробуют, посмотрят, дебет с кредитом сведут. Нас ведь уже не знают, на чем поймать. На линии постоянно ходят ревизоры, проверяют наличие билетов у пассажиров, левачить боимся. Даже если кто что и положит себе в карман, то сущие копейки, - вздохнула кондуктор «пятерочки». - Думаю, если уволить кондукторов совсем, начальники больше потеряют. У людей в Казани зарплаты маленькие, все зайцем будут кататься. А богатые на трамваях не ездят.

В мэрии города в ответ на запрос «Вечерней Казани» по поводу новой системы оплаты проезда сообщили, что электронные «компостеры» в трамваях будут работать в тестовом режиме до конца года.   

«На трамвайных маршрутах 5, 5а (два трамвая) тестируется бескондукторная система оплаты проезда (электронные компостеры), предложенная ПАО «Сбербанк». Такая система уже апробирована в Москве и Санкт-Петербурге. Электронные компостеры установлены на поручне каждой входной группы. Головное устройство находится в терминале водителя. В настоящее время электронные компостеры принимают оплату проезда банковскими картами. Ведется доработка программного обеспечения, чтобы пассажиры могли оплатить проезд транспортными картами и льготными проездными билетами», - сообщили в пресс-службе мэрии.

Эксперимент в двух трамваях покажет, будут ли терминалы для самостоятельной оплаты проезда широко внедряться в общественном транспорте Казани. Но власти города в «грефовские» компостеры верят.

«Внедрение данной системы - это перспективное направление развития общественного транспорта Казани», - подчеркнули в мэрии.