Спасательных жилетов не хватает, эвакуационные выходы заварены

Инна СЕРОВА
Спасательных жилетов не хватает, эвакуационные выходы заварены

Одновременно проверить два судна на двух разных базах техобслуживания в Нижегородской области - "Волгарь-21" на Борской и "ОТ-2041" на Октябрьской - сумел инспектор линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора (УГМРН). За "трудовой рекорд" ему грозит уголовная ответственность.

Как сообщила корреспонденту "ВК" старший помощник Приволжского транспортного прокурора Майя Иванова, в результате проверки 170 пассажирских судов и ряда контролирующих органов, обязанных осуществлять надзор за безопасностью судоходства, сотрудники прокуратуры, речного регистра, Волжского УГМРН, Роспотребнадзора и других организаций выявили более 370 нарушений. И этим дело вряд ли кончится: в бассейны Волги, Оки и других "подведомственных" рек продолжают заходить еще не проверенные суда...

Самые распространенные нарушения - конструктивные изменения судов. То есть пробоины во внутренних переборках, сделанные, чтобы провести коммуникации, и перепланировка. Проектов и согласований на них обычно нет, и как влияют не запланированные конструкторами теплоходов "дырки" на прочность, несущую способность и выживаемость судов при попадании внутрь корпуса воды, никто не знает.

- Всплыли случаи, когда невозможно было герметично закрыть иллюминаторы, - говорит Иванова. - Зачастую аварийные выходы заставлены мебелью, оборудованием, закамуфлированы внутренней отделкой, например, занавесями или заперты на ключ, который неизвестно где находится, а бывает, что и вовсе заварены.

На проверенных судах отсутствовала отработанная система эвакуации и выдачи спасательных жилетов, на некоторых и вовсе не нашлось их в достаточном количестве (особенно заметна нехватка детских, а жилет для взрослых малыша не спасет: он из него просто выскользнет). В помещениях же, предназначенных для массового отдыха пассажиров (в ресторанах, салонах, на верхних палубах), не то что спасательных жилетов, а даже мест для их хранения не обнаружилось!

Выявили проверяющие также нарушения нормативов предельной загрузки судов.
Обнаружилось, что суда освидетельствуют с запозданием, а в документах указывают недостоверные сведения. А еще проверка не подтвердила звучавшие после трагедии на "Булгарии" заверения специалистов относительно строгости и принципиальности проверяющих, которые дают судам добро на выход в рейс.

- В поднадзорных филиалах ФГУ "Российский речной регистр" (Верхне-Волжский, Средне-Волжский и Камский) выявлены многочисленные нарушения в деятельности экспертов, - сообщила Майя Иванова. - В регистровые документы вносились не заверенные в законном порядке рукописные изменения, суда признавали годными к плаванию в отсутствие согласованной с регистром информации об их остойчивости и непотопляемости, при нехватке спасательных жилетов... Был и откровенный формализм, когда эксперты осматривали не все, что положено, не принимали мер, как положено, к снятию с учета судов, которые не освидетельствовались более двух лет.

Да и должности экспертов, как выяснилось, нередко занимают те, кто не имеет на это права - без высшего технического образования и стажа работы по профилю не менее пяти лет.

А еще транспортная прокуратура обнаружила прореху в законодательстве: в отличие от морских судов, к которым четко сформулирован ряд жизненно важных требований, требования к речным "прописаны" не в полном объеме.

...По итогам проверки запрещена эксплуатация девяти судов, возбуждено 104 административных дела, в связи с нарушениями в суд направлено шесть исков и еще пять материалов проверок - в органы предварительного расследования, по которым, возможно, последует возбуждение уголовных дел. Возбуждено же пока одно дело - по факту выхода в рейс дизель-электрохода "Петр Алабин" вопреки судебному решению о запрете его эксплуатации.