Танцуют все: в шоу «Казанские сокровища» обошлись без Ивана Грозного

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Танцуют все: в шоу «Казанские сокровища» обошлись без Ивана Грозного

Танцевальное шоу «Казанские сокровища» презентовал вчера на сцене Камаловского театра ансамбль Kazan. Зал - битком, на лучших местах – чиновники всех рангов, включая руководителя аппарата президента Асгата Сафарова, министра образования Энгеля Фаттахова, замруководителя исполкома Казани Дамира Фаттахова, который весь вечер не выпускал из рук гаджет, снимая шоу. Ждали и экс-мэра Камиля Исхакова, благодаря которому городской ансамбль Kazan родился в 1996 году. Но у него вчера оказались дела поважнее — он получил новое назначение.

Успех шоу (сегодня его повторно покажут на сцене Камаловского) был гарантирован уже потому, что муниципальный ансамбль на крупных сценических площадках Казани выступает крайне редко -  два-три раза в год. Выехать за пределы Татарстана тоже проблема: коллектив большой, реквизита – тонны, а Минкульт РТ на командировочные не очень-то раскошеливается. По словам худрука Kazan Чулпан Закировой, «…ансамбль сейчас невыездной, лишь однажды нам довелось выступать на сцене федерального Сабантуя в Ульяновске перед пятью тысячами зрителей. Но мы амбициозны и хотели бы свой проект продавать за границу». Коллектив надеется, что отправиться на гастроли за пределы страны им поможет Госкомитет РТ по туризму - в целях, так сказать, повышения туристической привлекательности Татарстана.

Режиссером-постановщиком «Казанских сокровищ» выступил москвич Валерий Архипов, автором идеи и постановщиком-балетмейстером – Чулпан Закирова совместно с балетмейстерами Фанисом Исмагиловым и Ильдаром Хамидуллиным. За один час зрителю языком пластики рассказывают о главных этапах в истории татар от Великого переселения народов до становления современной Казани. Через весь спектакль проходит образ музыканта, играющего на курае, и аниме зеленого ростка. По замыслу автора либретто, этот  росток - символ несгибаемости и возрождения татарского народа.

Сначала по сцене мощно идут степняки, визжат хлысты, топает конница, следующая картина - зарождение Булгара, этакая пастораль, танец девушек, яблони в цвету. Потом - Великий шелковый путь. Чего только нет в сцене восточного базара: ходят на ходулях, танцуют с золоченой утварью, в ход идут роскошные ковры и вышитые полотенца, блюда с бутафорскими сокровищами. Затем - принятие ислама, расцвет Булгарской цивилизации, вторжение Золотой Орды, финальная часть – Возрождение. Любопытно, что из повествовательной канвы полностью исключено взятие Казани Иваном Грозным, будто и не было в истории Татарстана такого факта. Говорят, решили не будоражить общественность без нужды. Стоит отметить, что отец руководителя ансамбля Kazan Чулпан Закировой Ринат Закиров возглавляет Всемирный конгресс татар и в меру своих возможностей помогает танцевальному коллективу.

В хореографическом шоу занято полсотни артистов, а кажется, что все 150. Хореографическое полотно очень плотное. Зрителям оставалось только удивляться, с какой скоростью артисты успевали менять роскошные костюмы. Художники Асель Исмагилова, Зульфия Ахмерова, Людмила Волкова при участии худрука ансамбля Чулпан Закировой создали 500 феерических комплектов. Поразительной красоты татарские сапожки пошиты в мастерской «Сафьян».

Но без «плюх» не обошлось. К примеру, не всякий зритель (а особенно тот, кто рос не в Казани) сообразит, что видит сцену принятия ислама булгарами. Важнейшее событие в жизни татарского народа выглядит проходным. Солирует в этой сцене певица в белом одеянии, напоминающем наряд Царевны Лебеди в «Сказке о царе Салтане», в окружении девушек в длинных синих туниках и платках, закрепленных жгутами на голове. Показалось, что это жрицы, баядерки, но никак не новообращенные мусульманки. Также удивило, что иллюстрирующее основание Казани действие проходит на фоне Казанского кремля со всеми присутственными постройками… XIX века. Или взять сцену татарской свадьбы: на заднике - дома и даже хозяйственные постройки, покрытые черепицей и дорогостоящим для тех времен железом, тогда как обычно крыши в те далекие времена крыли преимущественно толстым слоем соломы, дранкой, камышом или досками.

- Я очень благодарна за эти важные замечания, обязательно поработаем над видеоинсталляциями, - пообещала корреспонденту «Вечерней Казани» худрук ансамбля Чулпан Закирова. - Мы хотим достичь максимальной достоверности на сцене, чтобы не осталось скепсиса даже у искушенного в этнографии зрителя.

Фото Ирины ЕРОХИНОЙ