Татарстанские авиакомпании объединяются, чтобы не пропасть поодиночке

Валентина ПАХОМОВА
Татарстанские авиакомпании объединяются, чтобы не пропасть поодиночке

Проект реформирования  авиации  республики, о котором  так много говорили в прошлом  году, приобретает конкретные очертания. Авиакомпании  "Татарстан" и "Ак Барс Аэро" будут объединены  с целью создания конкурентоспособного авиапредприятия. На этом и  настаивала Росавиация, которая взяла курс на укрупнение компаний с целью оснащения их однотипными самолетами.

Решение о слиянии двух компаний  было принято перед новогодними праздниками  правительством РТ, болгарским холдингом "Химимпорт", владеющим 50 процентами акций ЗАО "Тат-Аэро" - учредителя ОАО "Авиакомпания "Татарстан",  и ОАО "Холдинговая компания "Ак Барс", у которого  97,16 процента  акций  авиакомпании "Ак Барс Аэро".  А накануне в авиакомпании "Татарстан" сменился гендиректор, на эту должность был назначен заместитель руководителя "Ак Барс Аэро" Аксан Гиниятуллин. Его  замом стал  бывший гендиректор АК "Татарстан" Руслан Шакиров. Такая рокировка не случайна. Возглавляемая Иваном Егоровым холдинговая  компания "Ак Барс" оказалась основным акционером АК "Татарстан", и,  как говорят аналитики, она теперь вправе и на руководящий пост объединенной авиакомпании посадить своего  работника. 

Ну а пока Аксану Гиниятуллину, кстати,  выпускнику Фордхэмского  университета,  придется выполнять роль кризис-менеджера.  Дело в том, что у АК "Татарстан" огромные долги,  якобы  где-то около 1 млрд  700 млн рублей.  Но точная сумма будет известна после завершения аудита.  В последние годы  авиаперевозки не окупались, собственники авиакомпании часто меняли гендиректоров, уволились  высококвалифицированные пилоты, не согласные с политикой  сокращения технического персонала и диспетчеров. 

 Интеграция компаний должна завершиться в этом  году, а контролировать процесс будет  холдинговая компания "Ак Барс".

- К 2013 году мы должны иметь приличный парк магистральных самолетов.  Предстоит еще определиться со среднемагистральными самолетами  - "боингами" или "аэробусами",  но однозначно будет приветствоваться однотипность. Коллектив обеих компаний - в совокупности шестьсот человек - будет сохранен,  -  заверил журналистов министр транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин на пресс-конференции, посвященной слиянию предприятий. - Интеграция решит  проблему перекачки кадров от одного авиаперевозчика к другому. Объединенная  авиакомпания Татарстана  должна войти в  первую десятку крупных авиаперевозчиков России. А болгарские партнеры остаются нашими партнерами, соответствующий протокол подписан. 

В объединенной компании  доля  болгарского холдинга в уставном капитале  составит 15  процентов, правительства РТ - 10 - 13 процентов, а остальное, вероятно, холдинговой компании "Ак Барс".  Но возможно, что акционером будет и "Тат-Аэро", которое является учредителем АК "Татарстан".  И скорее всего авиаперевозчики будут объединены под брендом "Ак Барс Аэро".   

Между тем некоторые аналитики считают, что для слияния компаний  нет предпосылок, к тому же  объединение может привести  к монополизму в авиации республики. "Авиакомпании работают по разным бизнес-моделям, у них нет  взаимодополняющих  маршрутов. "Ак Барс Аэро" выполняет региональные перевозки, "Татарстан" - среднемагистральные. Усилят ли они свои позиции  на авиарынке - большой вопрос", - размышляет  глава аналитической службы  "Авиапорт" Олег Пантелеев. 

По мнению  генерального директора ОАО "Казанское авиапредприятие" Магомеда Закаржаева, который долгие годы возглавлял АК "Татарстан", в интеграции  нет ничего плохого. "Но само по себе объединение ничего не даст, тем более что имидж авиакомпании "Татарстан" потерян. А ведь когда-то она  была одиннадцатой  в рейтинге российских авиаперевозчиков, - сказал Закаржаев корреспонденту "ВК". -  Но если правильно организовать  менеджмент в объединенной компании, то она   войдет в десятку  лучших. Вот тогда,  я уверен,  в республику вернутся  наши пилоты, которые уехали по разным причинам в Москву, Санкт-Петербург и другие города".