Татарстанских в Москве снова обидели

Марина ЮДКЕВИЧ
Татарстанских в Москве снова обидели

Открытый список обид Казани на Москву, начатый непродлением эксклюзивного договора между властями РФ и Татарстана, пополнился новой строчкой. Вслед за политиками татарстанский эксклюзив разонравился, кажется, и гаишникам: в Москве перестали использовать казанскую систему фиксации нарушений ПДД «Автодория», в прошлом году обошедшуюся российской столице в 9,5 млн рублей...

Комплексы «Автодория», дающие возможность штрафовать за превышение «средней скорости движения» на определенном участке, впервые появились в 2013-м на дорогах Татарстана. К этому времени татарстанский «киндер-сюрприз» - 30-летний на тот момент Николай Никифоров - уже год как вознесся с должности вице-премьера - министра информатизации и связи РТ в кресло министра связи и массовых коммуникаций РФ. А в том же 2013-м его жена Светлана Никифорова приобрела 95 процентов в капитале казанского ООО «Стартобаза», которое на 48,7 процента и является владельцем «Автодории». И за тот же 2013-й доход г-жи Никифоровой, согласно декларации ее мужа, вырос почти в пять раз - до 6 млн рублей.

За следующие три года годовой доход Светланы Никифоровой увеличился еще более чем в 8 раз - до 48,6 млн по итогам 2016-го. Ведь все эти годы казанская компания «Автодория», контролируемая женой федерального министра, триумфально шествовала по России. Еще бы: поручение остальным регионам присмотреться к «Автодории» дал российский первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Сейчас, по данным сайта «Автодории», ее комплексы работают уже в 11 субъектах РФ, в трех регионах запущены пилотные проекты, а еще два готовятся к их запуску. Согласно информационной системе «Руспрофиль», сумма этих госконтрактов превышает 1,5 млрд рублей. Как сообщили «Вечерней Казани» в «Автодории», всего на территории России сейчас работают 700 их приборов, которые «обеспечивают контроль соблюдения скорости более чем на 1000 км дорог». Из них половина - 350 камер - установлены в Татарстане.  

Москва сдалась казанской фирме одной из последних и, как оказалось, ненадолго. Контракт с ООО «Автодория» на 9,4 млн рублей столичный Центр организации дорожного движения заключил в мае 2016-го. Год спустя срок договора истек и возобновлен он не был.

На сегодня действовавшие в Москве 14 комплексов уже демонтированы и «используются в других регионах, где идет расширение применения системы», сообщили «ВК» в «Автодории».

При этом в ЦОДД заявили СМИ, что никаких нареканий к казанской разработке не имеют... Неужто статус Татарстана упал уже настолько, что его представителя в федеральном правительстве можно бортануть?.. 

Говоря о продукте «Автодории», представитель Федерации автовладельцев России по РТ Рамиль Хайруллин вспомнил главную претензию, которая к нему предъявлялась:  

- «Превышение средней скорости движения» - нет такого понятия в российском законодательстве! Есть мгновенное превышение, но «Автодория» его как раз не фиксирует... Поэтому первое время, когда в постановлении о штрафе, вынесенном на основании данных «Автодории», писали «превышение средней скорости», автовладельцам такие штрафы нередко удавалось отменить в судебном порядке. Но теперь пишут просто: «Превышение скорости», - и оспорить такой штраф практически невозможно. Хотя нестыковочка имеет место...

При этом, считает представитель ФАР, отказ Москвы от камер «Автодории» может быть вызван тем, что на дорогах российской столицы требования к автоматическим системам контроля движения куда более высокие, чем на родине этого продукта:

- У нас фиксируется только превышение скорости, движение по автобусным полосам и кое-где - заезд за стоп-линию, а в Москве - буквально все нарушения: и повороты не со своей полосы, и пересечение двойной сплошной, и езда по обочине... И нам бы хотелось этого пожелать: когда камера следит за всем, то безопасность больше!

Директор «Автодории» Антон Куховаренко дал понять «ВК», что это и есть то направление, двигаясь по которому фирма намерена сохранить за собой московский рынок: 

- Сейчас мы готовим для Москвы новое решение - «Автодория 3.0», с которым планируем участвовать в будущих конкурсах. «Автодория 3.0» позволяет фиксировать 17 типов нарушений ПДД для разных типов транспортных средств: легковой, грузовой, общественный транспорт, а также может работать в любом из доступных вариантов установки: стационарном, мобильном и переносном. На одном оборудовании можно реализовать контроль и средней, и мгновенной скорости. Приборы оснащены программным модулем, позволяющим работать независимо от качества каналов связи, а аппаратная составляющая прибора позволяет использовать его при отсутствии подключения к электроэнергии и с минимальными требованиями к опорам. Система дополнена функцией видеоаналитики. Компания является владельцем патентов на ряд используемых технологий...

При этом, как следует из информации сайта госзакупок, нового тендера на оснащение улиц Москвы оборудованием взамен «Автодории» не объявлялось. Так что вполне может статься, что московские власти зарезервировали нишу именно под этот еще не законченный продукт «Автодория 3.0». Это, кстати, послужило бы успокоительным свидетельством того, что, несмотря на сколь угодно прискорбные превратности статуса региона, семьи властной элиты не пострадают...