Техосмотр без проблем: операторы ТО в Татарстане ищут способ задушить конкурентов с черного рынка

Инна СЕРОВА
Техосмотр без проблем: операторы ТО в Татарстане ищут способ задушить конкурентов с черного рынка

Передача функции техосмотра автомобилей в частные руки привела к массовому распространению поддельных карт ТО. По данным Союза операторов техосмотра РТ, порядка 40 процентов автовладельцев в Татарстане покупают карты, не подвергая автомобиль фактическому осмотру. Борьба с черным рынком ТО стала главной темой Первого съезда операторов технического осмотра Приволжского федерального округа, который прошел вчера на «Казань-арене».

- У нас ведь большинство автовладельцев когда вспоминает о техосмотре? Когда пришел срок покупать полис ОСАГО, который без действующей диагностической карты не купишь, а проходить техосмотр уже некогда. Ну или есть опасения, что пройти его не удастся из-за неисправности автомобиля. Предложения о продаже диагностических карт без фактического прохождения осмотра долго искать в Интернете не приходится, - объяснил корреспонденту «Вечерней Казани» суть проблемы исполнительный директор Союза операторов ТО РТ Алексей Рыбаков. - Торговля поддельными диагностическими картами стала настоящим криминальным бизнесом, и когда люди, имеющие опыт покупки диагностических карт у мошенников, обращаются в аккредитованный пункт техосмотра, то очень удивляются: дескать, к вам еще и приезжать на осмотр надо?

Мошенническая схема, а продажа диагностической карты без прохождения техосмотра - чистой воды мошенничество, реализуется, по словам Рыбакова, двумя способами. Первый - когда потенциальный оператор техосмотра представляет в Российский союз автостраховщиков необходимый комплект документов и получает бессрочную аккредитацию, а вместе с ней и пароль для входа в Единую автоматизированную информационную систему ТО (ЕАИСТО). После этого можно при желании штамповать диагностические карты в прямом смысле не глядя. Еще проще вообще не аккредитовываться, а украсть или купить у аккредитованного оператора техосмотра пароль для входа в ЕАИСТО и заносить туда информацию о якобы прошедших осмотр автомобилях.

- Именно так в ЕАИСТО появляются данные о прохождении техосмотра татарстанскими автомобилями где-нибудь на Дальнем Востоке, - говорит Рыбаков.

Черный рынок, на котором диагностические карты продаются и покупаются без фактического осмотра, стремительно растет как в целом в России, так и в Татарстане. По данным Союза операторов техосмотра РТ, в нашей республике только за 9 месяцев 2017 года количество прохождений ТО у официальных операторов упало на 15 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А ведь общее количество транспортных средств в республике за это время выросло, к тому же многие автовладельцы вообще не проходят ТО и не покупают полис ОСАГО, напоминает Рыбаков, поэтому в целом падение «посещаемости» пунктов техосмотра за 9 месяцев он оценивает не в 15, а в 30 процентов.

Расширение черного рынка ТО имеет три вида последствий. Во-первых, добросовестные операторы техосмотра терпят убытки, поскольку автовладельцы объезжают их станции стороной. Во-вторых, купивший поддельную карту ТО автовладелец уже назавтра может ее лишиться. Дело в том, что «правильный» оператор ТО, обнаружив, что у него украли пароль для доступа в ЕАИСТО, принимает меры к зачистке системы от сведений, которые он туда не вносил. А выплаты по полису ОСАГО осуществляются только при наличии действующей диагностической карты на момент ДТП. И наконец, главное - на дорогах растет количество автомобилей, исправность которых вызывает большие сомнения.

Как остановить рост черного рынка? Операторы техосмотра надеются на предлагаемые российским правительством изменения в законодательстве.

- Сейчас обсуждается законопроект, в котором предлагается изменить процедуру аккредитации операторов ТО - перевести ее в очную форму и ввести обязательное подтверждение компетенции оператора ТО каждые два года. Это позволит отсеять недобросовестных, - говорит Алексей Рыбаков. - Еще планируется вновь ввести для автовладельцев ответственность за отсутствие техосмотра, а то сейчас действует только 800-рублевый штраф за отсутствие полиса ОСАГО. И наконец, ввести фотовидеофиксацию прохождения процедуры ТО, чтобы в ЕАИСТО загружались не только данные автомобиля, но и фото или видеофайлы, свидетельствующие о том, что проверка автомобиля была проведена в полном объеме.

Исполнительный директор Союза операторов ТО РТ уверен, что если последнее изменение будет принято, черный рынок диагностических карт исчезнет. Правда, стоимость техосмотра в этом случае неизбежно вырастет, ведь операторам техосмотра придется платить за высокоскоростную передачу в ЕАИСТО огромного количества видеофайлов.