Телефонные аферисты зарабатывают на жителях Татарстана 5 млн в месяц

Регина КИРИЛЛОВА
Телефонные аферисты зарабатывают на жителях Татарстана 5 млн в месяц

О том, почему среди телефонных аферистов стало меньше заключенных, и о том, как банки защищают средства клиентов с помощью искусственного интеллекта, рассказали сегодня журналистам на брифинге в МВД по РТ с участием представителей Сбербанка и Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ.

С января по сентябрь 2017-го в Татарстане зарегистрировано 3919 случаев мошенничества. Из них 2645 совершены с использованием сотовой связи и Интернета. Чаще всего жертвами аферистов становятся казанцы (на жителей столицы РТ пришлось 2100 случаев обмана на деньги), на втором и третьем местах - челнинцы (579) и нижнекамцы (273).

- Общие суммы ущерба огромны, - отметил в разговоре с журналистами замначальника Управления уголовного розыска МВД по РТ Тимур Шакирзянов. - Каждый месяц навар мошенников на татарстанцах составляет от 2 до 5 миллионов рублей. Можно прикинуть, сколько аферистам удалось заработать за девять месяцев.

По-прежнему популярны у мошенников, казалось бы, давно раскрытые схемы: звонок от якобы попавшего в беду родственника либо от лжесотрудника банка с сообщением о блокировке карты. В первом случае «родственник» просит срочно помочь ему деньгами, во втором аферисты выведывают секретные данные у владельца карты под предлогом ее разблокирования, а получив доступ к деньгам жертвы, снимают все накопления.

- Чаще всего жертвами таких схем становятся пожилые люди, что также известный факт, - развел руками Шакирзянов. - Нередко мы сталкиваемся буквально с курьезами, когда к пенсионерке приходит участковый, проводит с ней профилактическую беседу, буквально на пальцах объясняет, как обманывают граждан. Бабушка кивает, соглашается: мол, из каждого утюга уже об этом говорят. А через месяц-другой обращается в полицию, попавшись на ту же самую уловку мошенников! Возраст уже, что ли, в этом виноват?

Любопытно, что если раньше телефонным мошенничеством промышляли в основном зэки, то теперь звонков из-за колючей проволоки не более 20% от общего числа. По мнению полицейских, находящихся в неволе аферистов потеснили их последователи на свободе, которым никто не запрещает пользоваться мобильными телефонами.

Такой вид мошенничества, как фишинг с помощью СМС, в последние годы будто бы утратил актуальность. Однако, как рассказал начальник управления безопасности отделения «Банк Татарстан» ПАО "Сбербанк" Сергей Григорьев, в последнее время клиенты Сбербанка все чаще обращаются с такой проблемой: на телефон приходит некое СМС-сообщение типа «Привет, я тут выложила наши фотки», содержащее в себе ссылку, перейдя по ссылке, абонент автоматически загружает в свой гаджет вирус, ворующий его данные для доступа в личный кабинет банка, ну а дальше мошенники снимают со счета деньги.

- Способы заставить человека перейти по фишинговой ссылке тоже совершенствуются, - предупреждает Григорьев. - Есть случаи, когда, совершив покупку в интернет-магазине, человек тут же получал сообщение с предложением перейти по ссылке, заполнить анкету и получить за это подарок к своему заказу. Многие соблазняются…

По словам Григорьева, в подавляющем большинстве случаев банк в убыток себе компенсирует средства клиенту, если они были списаны мошенническим способом. Так, с начала года Сбербанк вернул татарстанцам около 600 тысяч рублей, украденных с помощью фишинга. Главное для клиента - обратиться в службу поддержки как можно скорее, желательно в течение первых суток после списания. Тогда у оператора есть возможность заморозить транзакцию и средства до аферистов не дойдут.

- В прошлом году Сбербанк запустил фрод-систему (от английского fraud - «мошенничество»), которая позволила в три раза снизить количество жертв фишинга среди наших клиентов, - рассказал Григорьев. - Система работает на основе искусственного интеллекта, который в режиме реального времени отслеживает и анализирует данные миллионов транзакций в минуту! Если какая-то транзакция кажется подозрительной, об этом тут же сообщается оператору. В свою очередь тот звонит клиенту и спрашивает его, действительно ли он пытается перевести деньги со своего счета. Если клиент не подтверждает акцию, перевод тут же отменяется, а клиенту возвращают утерянный доступ к его личному кабинету.

Участились в Татарстане и случаи мошенничества, когда аферисты действуют под видом сотрудников Пенсионного фонда. Их жертвами становятся старики, которым по телефону сообщают о какой-то надбавке или компенсации. Якобы для зачисления денег на карту требуется номер карты и трехзначный код на обороте.

- Пенсионеры верят и лишаются всех денег на счету. Мы не устаем повторять, что наши сотрудники никого не обзванивают, тем более с просьбами предоставить данные документов, и не ходят по домам с теми же целями! - предупредила начальник отдела организации работы клиентских служб ОПФР по РТ Анна Петрушина. - Никакого отношения не имеют к нам и представители негосударственных пенсионных фондов, которые ходят по квартирам от нашего имени и просят показать им СНИЛС якобы для того, чтобы свериться с некими списками…

Цель визита сотрудников НПФ, как правило, заключается в том, чтобы без ведома самого человека перевести его пенсионные накопления из государственного фонда в свой. 

Как выяснилось, в татарстанской полиции не видят особого криминала в подобных действиях агентов НПФ.

- Это же не массовое явление, - считает Тимур Шакирзянов. - К тому же они представляются пенсионным фондом, сотрудниками которого действительно являются, просто недоговаривают, что они из негосударственного ПФ. Любой гражданин, к которому явились такие посетители, может вызвать полицию, стражи порядка рассмотрят ситуацию на предмет возможных мошеннических действий...