Терминал хоть и уникальный, а врача не заменит

Инна СЕРОВА
Терминал хоть и уникальный, а врача не заменит

В Казани заработал терминал самооценки для пациентов с ревматическими заболеваниями. Таких терминалов на всю Россию - десять штук, так вот один из них стоит теперь на пятом этаже обновленного старого корпуса горбольницы №7 - в городском ревматологическом центре. Служит этот терминал для того, чтобы пациенты непосредственно участвовали в своем лечении - помогали врачам оценивать свое состояние с помощью компьютерных программ.

Корреспондентов "ВК" с терминалом и завязанным на него оборудованием знакомила заведующая ревматологическим центром Равия Мухина. Для начала она показала, на какие вопросы отвечают ее подопечные. Человеку, который не знает, как себя чувствуют больные ревматоидным или псориатическим артритом или болезнью Бехтерева, некоторые из них, возможно, покажутся странными. Например: "Испытываете ли вы трудности при ходьбе?" или "Как вы застегиваете пуговицы?". Есть и вопрос, на сколько баллов при 10-балльной шкале пациент оценивает испытываемую им боль...

А потом Мухина объяснила, что отвечать на эти и другие вопросы  пациентам центра приходится регулярно: "Данные об их состоянии передаются на компьютер, систематизируются. Мы назначаем лечение, а спустя две или четыре недели или через три месяца - в зависимости от препарата - повторяем тестирование. Сравниваем результаты тестов и корректируем дозу либо меняем препарат, если нет ответа". "Ответ" в медицинской терминологии - положительные изменения, признаки того, что качество жизни пациента меняется в лучшую сторону.

Применяемые в ревматологическом центре наряду с привычными лекарствами полученные методами генетической инженерии дорогостоящие биологические препараты  сродни тем, которые используются в онкологии. Они воздействуют на иммунную систему, которая у страдающих ревматическими заболеваниями ополчается на собственный организм. Это "тяжелая артиллерия", но зато, говорит Мухина, люди, которые не могли сделать и нескольких шагов, после лечения начинают двигаться и продолжают работать, учиться, чувствуют себя нужными в семье. А терминалы, отслеживающие состояние пациентов в динамике, оставляют врачам больше времени на непосредственный контакт с больными, позволяют выкроить время  еще и на их  моральную поддержку.

Объясняя корреспондентам "ВК" назначение новой техники, Равия Мухина то и дело напоминала про важность своевременной, ранней диагностики. Ревматические заболевания по статистике, оказывается, имеются у 12 - 25 процентов населения, в Казани только ревматоидным артритом страдают более 12 тысяч человек. И поскольку лечить эти болезни, улучшая качество жизни больных, можно, а полностью вылечить, увы, нельзя, то чем раньше проконсультируется у ревматолога человек, у которого опухают, не гнутся или болят суставы, тем для него будет лучше.

- Если у вас проблемы - приходите к нам: второй терминал, первый этаж, - пригласила читателей "ВК" Равия Мухина. - Мы принимаем не только тех, кто приходит по направлениям из поликлиник, но и тех, кто обращается по собственной инициативе. Обещаю, что с острой болью ждать не придется. Ну а для остальных есть предварительная запись.