Титулы «третьей» и «спортивной» столицы отпугивают от Казани туристов

Татьяна ЯНЬКОВА
Титулы «третьей» и «спортивной» столицы отпугивают от Казани туристов

Программу развития туризма на 2016 - 2018 годы принял горисполком: в ней говорится, что Казань стала заложницей  событийного бренда «Универсиада-2013», а дальнейшему увеличению гостевого потока в наш город поможет... установка Wi-Fi в туравтобусах. В целом же, ознакомившись с программой, корреспондент «Вечерней Казани» обнаружила, что документ этот весьма туманный и местами противоречивый.

Вот одна из многих нестыковок, которые содержатся в программе: в ней сказано, что традиционно продвижение Казани  осуществлялось на туристических рынках России, Германии и Великобритании. И тут же идет оговорка, что последние исследования консалтинговых агентств показали: лидером выездного туризма сегодня является Китай, положительную динамику демонстрирует рынок Турции.  Читаем дальше и видим, что для продвижения Казани на международном туристическом рынке наши чиновники тем не менее снова собираются ехать... в Лондон.

С Турцией, конечно, все понятно - соваться туда с казанскими перемячами, котами и девушками в калфаках сейчас не лучшее время: вчера местные жители закидали камнями автобус с нашими футбольными болельщиками... Но с Пекином-то у нас проблем с взаимопониманием вроде нет? Справедливости ради надо заметить, что регулярные поездки нашей делегации в столицу Великобритании дали-таки свои плоды: британская The Guardian включила Казань в десятку лучших мест для туристического отдыха в России, посоветовав своим читателям отведать чая с чак-чаком и посмотреть на башню Сююмбике в Казанском кремле.

Составляя планы на будущее, чиновники от туризма решили поставить крест, можно сказать, на святом: «Казань на протяжении последних пяти лет была заложницей событийного бренда Универсиады-2013». Более того, по мнению авторов программы, всякие там  громкие титулы вроде «Казань - спортивная столица», «Казань - третья столица», «Казань - место, где Европа встречается с Азией» не помогают, а мешают продвижению на туристическом рынке, поскольку  не вызывают четких ассоциаций и  дезориентируют потенциального потребителя.

Поскольку Универсиада, благодаря которой преображенная Казань была широко разрекламирована по всему миру,  -  дело прошлое, теперь весь туристический позитив чиновники спешат приписать себе любимым: «Положительная динамика сферы туризма в Казани достигается благодаря продуманной политике органов местного самоуправления и госвласти по улучшению инвестиционного климата в сфере туризма, развитию и совершенствованию туристской инфраструктуры» и т. д. и т. п.  Об улучшении инвестиционного климата судить не беремся, а вот по поводу инфраструктуры можем поспорить: недавно «Вечерняя Казань» писала о том, как ужасно выглядит зимой главная туристическая артерия Казани - улица Баумана. 

На пути превращения Казани в туристическую Мекку (ближайшая цель - увеличение туристско-экскурсионного потока до 2,5 млн человек в год) исполком планирует шаги, которые иначе как робкими не назовешь: создать официальную базу фотографий Казани из 100 снимков, создать базу официальных видеоматериалов о Казани из пяти роликов, установить 100 точек Wi-Fi в туристических автобусах и заняться дальнейшим развитием и продвижением интернет-портала о туризме gokazan.com, чтобы довести количество его посетителей до 2 тысяч человек в месяц (!). С этим порталом вообще смехота: по адресу gokazan.com никакого сайта корреспонденту «Вечерней Казани» найти не удалось - ранее он действительно существовал, но сейчас действие сего доменного имени благополучно закончилось. Зато есть новенький портал gokazan.ru. Что касается посещаемости интернет-ресурса, то, к примеру, сайт Суздаля, входящего в «Золотое кольцо России», за месяц посетили более 20 тысяч человек. 

Среди важных задач в программе отмечено ведение казанского событийного календаря: сейчас он, правда, очень короткий - в нем запланированы всего шесть ежегодных мероприятий, призванных  привлечь в Казань бешеные толпы туристов. Это музыкальный фестиваль в Казанской ратуше, назначенный на март, апрельское открытие туристического сезона, майская казанская звездная велоночь и майский же гастрономический фестиваль, а также фотовыставки в Казанской ратуше в июне и новогодняя ярмарка в Старо-Татарской слободе в декабре.

Любопытно, что  в содержащийся в программе календарь не внесли даже фестиваль ремесленников  «Кот Казанский», который анонсировал на одном из деловых понедельников директор комитета содействия развитию туризма Михаил Зотов. Хотя, по словам совладельца ООО «Казанский сувенир» (владеющего «кошачьим» брендом) Гумара Кадырова, подготовка к этому мероприятию идет полным ходом.

Тем не менее создатели программы уверены: реализуя все ее пункты при условии, что каждый турист оставит в Казани по пять тысяч рублей, они добьются большого коммерческого успеха - на каждый затраченный рубль по программе экономика города получит около 100 рублей дохода! Правда, сколько этих рублей, каждый из которых воздастся сторицей, будет выделено, в программе не указано.