Ты пришла ко мне на хаус в модных джинсах "Леви Страусс"

Айя СУЛТАНОВА
Ты пришла ко мне на хаус в модных джинсах "Леви Страусс"

В Выставочном зале Музея изобразительных искусств РТ открылась выставка "Джинсы как культ". Аналогов у экспозиции нет ни в одном музее мира. Джинсы были культовой одеждой для всех, кто успел пожить в СССР.

Инициатором выставочного проекта стал фотограф Рустем Валиахметов, который открыл в одном из подвалов казанской жилой многоэтажки Музей социалистического быта. Джинсовая экспозиция станет первой коллекцией этого музея. Но в нее войдут не только джинсы. Экспонаты выставки "Джинсы как культ" еле разместились на площади 300 квадратных метров: советских времен виниловые диски, гитары, магнитофоны, велосипеды, обувь и головные уборы, бытовая химия... Но джинсов, конечно, больше.

Лидер группы "Машина времени" Андрей Макаревич, узнав о выставке в Казани, передал свои джинсы в экспозицию. Да еще те, в которых он записывался на легендарный "битловской" студии "ABBEY ROAD" в Лондоне. Начинание Макаревича поддержали другие музыканты: Даниил Крамер, Игорь Сукачев, Вячеслав Бутусов, Сергей Чиграков, Сергей Шнуров, Игорь Бутман, Сергей Минаев, Анжелика Варум, группы "Ляпис Трубецкой" и "Сплин", Александр Розенбаум...

Историки уже давно проследили происхождение джинсов по их названиям в английском языке: denim и jeans. Первое указывает на французский город Ним, который славился своими прочными тканями. Второе - на итальянскую Геную с ее текстильными фабриками. Официальной датой рождения джинсов считается 20 мая 1873 года. В этот день еврейский эмигрант из Баварии Леви Страусс выпустил в продажу первую партию голубых джинсов с медными заклепками на карманах. Стоили джинсы 1 доллар 46 центов.

В XX веке джинсы стали не просто одеждой, а, скорее, символом. Свободомыслие, анархия, протест - вот что значили эти синие штаны из парусиновой ткани. "Ты пришла ко мне на хаус в модных джинсах "Леви Страусс", - так звучали строчки модного в 80-е годы стихотворения в Советском Союзе...

Кстати, в прошлом году историки моды поставили под сомнение официальный день рождения джинсов. Дело в том, что французские и итальянские искусствоведы проанализировали выставку картин неизвестного итальянского художника, экспонировавшуюся в парижском центре "Galerie Canesso". И пришли к неожиданному выводу, что джинсовая ткань могла быть изобретена еще в конце XVII века. Потому что на картинах художника изображены люди в одежде, сшитой из ткани, сильно напоминающей джинсовую. Искусствоведы даже окрестили этого неизвестного художника "мастером голубых джинсов"...

Кто же на самом деле первый мастер джинсов - неизвестный итальянский художник или всемирно знаменитый Леви Страусс - не так уж и важно. На выставке "Джинсы как культ" очарование и ценность экспонатам придают имена их прежних владельцев, а не изготовителей. Сенсационной в экспозиции можно считать джинсовую куртку фирмы "Levi Strauss", которая в свое время принадлежала Нобелевскому лауреату, эмигрировавшему из СССР в США, поэту Иосифу Бродскому. Через своего друга Евгения Рейна он передал ее в Москву в подарок для поэта Юрия Кублановского. В СССР "джинса" являлась своего рода валютой: ее можно было выгодно продать. Но Кублановский курткой дорожил, извлекать выгоду не стал. Кто бы мог подумать, что через несколько лет эта куртка станет музейной редкостью?

Для современного арт-мира экспозиция "Джинсы как культ" - проста, но по-хорошему амбициозна. Чем-то она напоминает идею портных из Перу, которые три года назад решили сшить самые большие в мире джинсы, чтобы установить рекорд Гиннесса. Длина джинсов получилась 43 метра, вес - 7,5 тонны. Создатели предусмотрели огромные карманы, пуговицы и ремень на 30-метровую талию...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.