У кряшен теперь две организации

Айгуль ШАРАФИЕВА
Фото с http://kryashen.ru/

Апрель стал месяцем размежевания кряшен, живущих в Казани и интересующихся историей и культурой своего народа.  Часть их осталась в общественной организации кряшен Казани под  председательством Марии Семеновой. Той самой,  что получила всероссийскую известность после  письма  патриарху Кириллу, в котором попросила  "заступиться за православный тюркоязычный народ кряшен". А другие примкнули к Артуру Полякову, директору государственного фольклорного ансамбля "Бермянчек". На днях он возглавил Казанское отделение Республиканской общественной организации кряшен.

Корреспондент "ВК" встретилась с  Артуром Поляковым и расспросила  о причинах размежевания  среди кряшен.  Он ответил, что письмо Семеновой  патриарху  было написано в те дни, когда в кряшенских деревнях неизвестные сожгли несколько церквей, и, возможно, этот  шаг был сделан  под воздействием эмоций.

- Некоторым  показалось некорректным, что авторы письма выступали в нем  от имени всех кряшен, - говорит Поляков. -  Ведь в тексте содержалось утверждение, что нас тут притесняют.  А как так: притесняют,  если в первый же день после поджогов руководство республики заявило, что взамен утраченных будут построены новые церкви. Впрочем, мы встречались и разговаривали с единомышленниками Семеновой,  договорились, что будем тесно сотрудничать. Я глубоко уважаю этих людей и все, что они делают для кряшен.  Мы будем работать параллельно.  Я свою задачу вижу в том, чтобы активизировать кряшенскую молодежь. Открывать молодежные фестивали, пропагандировать фольклор и углублять знания о нем.

 - А что вы можете сказать по поводу такого утверждения в письме Семеновой: "Нас хотят сделать частью татарского народа, но мы к татарам не имеем никакого отношения, мы самостоятельный православный тюркоязычный народ"? Недавно в интервью Интерфаксу  духовный лидер кряшен протоиерей Павел Павлов тоже заявил, что кряшены "чувствуют, что они другие, они не татары.  И до тех пор, пока сохраняется эта ментальность... кряшен с татарами не сплавишь". 

-  Я бы не хотел касаться вопросов религии и политики. Безусловно, мы все в Татарстане живем как  единый народ.  Но, думаю, нет ничего плохого в том, чтобы посмотреть на вопрос глубже: изучить историю, ведь не секрет, что православие на нашей земле появилось задолго до Ивана Грозного.

- Вы  будете отмечать православную  Пасху?

- Я поеду к маме в Кайбицкий район: у меня мама одна живет. Мой сын уже месяц ждет этого дня. В деревне он в шесть утра встает и идет по дворам  собирать угощения. Приносит домой целый пакет яиц, пряников, конфет.  Кстати, недавно наш ансамбль "Бермянчек"  подготовил два новых концертных блока  - нагайбакский  и молькеевский.  Нагайбакский - это фольклор кряшен  Челябинской области, а они состояли на казачьей службе.  А молькеевский состоит из песен, которые пели в моей родной деревне и в нескольких соседних. Для постановки этих номеров  я даже привез из дома старинный женский костюм. Создатели программы "Играй, гармонь!" на Первом канале  видели эти номера и были от них  без ума!  Пригласили нас летом на свой всероссийский фестиваль.  Поедем, если будет финансирование. А в будущем году на Пасху мы хотим организовать свой фестиваль: пригласить все кряшенские фольклорные коллективы - взрослые и детские, танцоров, большой оркестр...