Учителя в Татарстане не рады детям мигрантов

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Учителя в Татарстане не рады детям мигрантов

Казань, как и многие российские мегаполисы, переживает наплыв мигрантов из ближнего зарубежья. Теперь коренные жители могут встретить выходцев из Средней Азии или с Кавказа не только на улицах и рынках, но и на своей лестничной площадке. Казанцам также приходится привыкать к тому, что в школе их дети сидят за одной партой с плохо говорящими на русском языке иностранцами. Как выяснила «Вечерняя Казань», в ряде школ города доля детей мигрантов достигла уже 20%. При этом, по данным ученых КФУ, больше половины учителей не готовы подстраиваться под приезжих учеников, мало того, испытывают к ним негативное отношение.

На днях КФУ поделился с общественностью результатами любопытнейшего исследования этноконфессиональных настроений среди татарстанских педагогов, проведенного сотрудниками института психологии и образования в рамках проекта «Учитель XXI века». Итоги анкетирования ста учителей Казани и других городов и районов Татарстана показали, что многие педагоги не готовы учить детей из других стран и не считают нужным что-то менять в методиках своего преподавания из-за присутствия в классах детей из других стран.

«Наши констатирующие исследования национально-религиозных отношений и установок среди учителей Татарстана в целом показали, что отношение к представителям различных религий достаточно спокойное, но вот к представителям других национальностей весьма неоднозначное: 65% опрошенных ответили, что не желают соседствовать с представителями Кавказа, Средней Азии, Украины и других государств; 25% опрошенных ответили, что готовы жить в одном государстве с представителями других национальностей, а 10% учителей не согласны жить в одном государстве с представителями других этносов», - поделилась первыми итогами руководитель научной группы, занимающейся исследованием под названием «Этноконфессиональные установки российского педагога», доцент кафедры дошкольного и начального образования института психологии и образования КФУ Резеда Хайрутдинова.

По ее словам, порядка 50% учителей, участвовавших в исследовании, негативно относятся к представителям других национальностей, 20% - нейтрально. При этом все опрошенные учителя не хотели бы, чтобы в их классе учились дети мигрантов, говорится на сайте КФУ, поскольку общая успеваемость в классе, где учатся такие дети, резко снижается. Таким образом страдает и сам учитель, поскольку «показатели профессиональной результативности педагогов напрямую зависят от показателей работы класса». По мнению исследователей, в условиях растущего числа детей мигрантов, обучающихся в российских школах, все это становится острой проблемой.

Кстати, о негативном влиянии «мигрантского» фактора на результаты ЕГЭ казанских школ говорилось на городском августовском педсовете. Начальник управления образования горисполкома Ильсур Хадиуллин пообещал, что в 2017-м учебном году особое внимание будет уделено школам, работающим в сложных социальных условиях, в том числе «с большим количеством детей мигрантов».

Как пояснила «Вечерней Казани» доцент КФУ Резеда Хайрутдинова, опубликованные результаты исследования предварительные и опрос ста педагогов (60% из которых исповедуют ислам, 30% - христианство, 10% - атеисты) не отражает полной картины мультикультурной подготовки учителей в Татарстане.

- Наше исследование стартовало в сентябре 2016 года и рассчитано на два года, за которые мы планируем охватить более тысячи педагогов, в том числе за пределами Татарстана, - уточнила Хайрутдинова. - Задача исследователей - разработать программы психолого-педагогической подготовки учителя к работе с детьми мигрантов и адаптированные методики преподавания.

Пожалуй, учителя казанских школ сегодня действительно нуждаются в таких методиках. К примеру, в русско-татарской школе №13 Вахитовского района, как выяснила «ВК», доля иностранных учеников достигла уже 20%. В основном это дети выходцев из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Вьетнама. Некоторые из них не владеют ни русским, ни татарским языком, что, разумеется, не лучшим образом отражается на показателях школы. Такая концентрация приезжих в этой школе объясняется тем, что учебное заведение находится недалеко от Центрального колхозного рынка, железнодорожного и автовокзала. В этом микрорайоне мигранты снимают или покупают квартиры.

- Проблема учеников-мигрантов для нас стоит остро, - признала в разговоре с корреспондентом «Вечерней Казани» завуч 13-й школы Людмила Курилова. - Чтобы помочь не говорящим на нашем языке детям, мы организовали дополнительные занятия по русскому. Наши учителя буквально на пальцах объясняют им значения русских слов, учат правильной речи. Ходят ребята на такие занятия, конечно, с неохотой - русский язык сложный. Но и дети, и учителя понимают, что в 9-м классе таким учащимся придется сдавать наравне со всеми ГИА, а в 11-м - ЕГЭ. И никто им поблажек не сделает.

По словам завуча, способность к адаптации детей иностранцев во многом зависит от родителей. В некоторых семьях с отпрысками принципиально разговаривают только на родном языке, считая русский ненужным.

- У нас есть ребенок-таджик, который за три года так и не смог выучить русский, потому что под влиянием родителей общается только со своими земляками. Задания этому ученику мы даем индивидуальные. Например, все пишут диктант, а он просто переписывает текст - для него и это трудная задача, - рассказала Людмила Курилова. - Есть противоположный пример. У меня в 8-м классе учится киргиз, который пришел к нам несколько лет назад, абсолютно не зная русского. Мы с ним оставались после уроков, и я на бумажке рисовала, что он не понял на моем уроке географии: кораблики, вулканы, водопады. Сейчас он прекрасно говорит и пишет на русском, его тетради - образец для всех... Из всех школьных предметов мигрантам легче дается математика. Как говорит наш математик, цифры во всех странах одинаковые.

По словам завуча 13-й школы, несмотря на разнообразный национальный состав ученического коллектива, конфликтов на этой почве между детьми не возникает. Если они и случаются, то по другим причинам.

В русско-татарской школе №150 Приволжского района вплотную столкнулись с проблемой обучения мигрантов в 2014 году, когда к ним пришли учиться дети беженцев с Украины, которых массово селили в гостиницах «Волга» и «Стрела».

- Беженцы жили в гостиницах два года, и все это время мы обучали более 50 детей. Проблема была в том, что на Украине ребята обучались на своем языке и по местной программе, которая существенно отличается от нашей. Нашим учителям пришлось заниматься с ними дополнительно, особенно татарским языком, - рассказала «Вечерней Казани» завуч школы Альфия Хайруллина.

После выселения граждан Украины из казанских гостиниц количество иностранных детей в школе заметно убавилось, но и сегодня, по словам педагогов, в каждом классе можно увидеть по одному-два ребенка из ближнего зарубежья. И то, что с каждым годом их будет все больше, в школе осознают: такова тенденция, отмечающаяся во всех крупных российских городах. Так, в некоторых школах Москвы уже давно созданы отдельные классы для детей мигрантов.