Учителя в Татарстане отказываются сдавать ЕГЭ и просят министра показать пример

Инна СЕРОВА
Учителя в Татарстане отказываются сдавать ЕГЭ и просят министра показать пример

Татарстанские педагоги не желают проходить профессиональное тестирование, которое в прошлом году ввели для них по инициативе министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова. «Если учитель плохо знает свой предмет, то и его ученик не будет знать», - объяснил тогда смысл нововведения сам Фаттахов. Однако учителя считают, что у чиновников нет оснований сомневаться в их дипломах.

Петиция под названием «Требуем запретить ЕГЭ для учителей в Республике Татарстан!», адресованная самому «виновнику торжества» Энгелю Фаттахову, новому министру образования и науки России Ольге Васильевой, главе Рособрнадзора Сергею Кравцову, российскому президенту Владимиру Путину… (всего 9 адресатов), набирает подписи на сайте change.org.

Педагоги и им сочувствующие не ограничиваются тем, что подписывают протест — они приводят под петицией свои доводы против экзаменов. К примеру, преподаватель английского языка с 26-летним стажем Жанна Гарипова написала: «Уже минимум 10 лет существовала система сдачи ЕГЭ для учителей высшей и первой категории при аттестации, то есть все учителя высшей и первой категории УЖЕ подтвердили свое знание предмета... Умение сдать ЕГЭ не говорит об умении научить… Есть много переводчиков, которые знают язык лучше, чем я, но я уверена, что смогу научить детей лучше… Надо работать с теми школами, где низкие результаты ЕГЭ у учеников».

«Если есть недоверие к знаниям учителей, проверять надо педвузы и закрывать наиболее некачественные», - предлагает альтернативу «учительскому ЕГЭ» Эльвира Матвеева.

Напомним, профессиональное, или, как его называют в Минобрнауки РТ, диагностическое тестирование учителей было введено в республике в прошлом году. Для него, так же как для выпускных ЕГЭ, были специально разработаны контрольно-измерительные материалы (КИМы) по 13 предметам. Сдавать экзамены обязали учителей базовых школ – более 14 тыс. человек. О результатах тестирования, правда, особо не распространялись. Но, судя по всему, педагоги в целом прошли испытание, а в некоторых сельских районах прошли настолько успешно, что, после того как их ученики впоследствии позорно завалили ЕГЭ, Энгель Фаттахов заподозрил подчиненных в списывании. В этом году приказа о тестировании еще никто не видел, однако учителей уже якобы предупредили, что проводить его будут в каникулы, 3 ноября.

Педагоги, впрочем, надеются избежать экзамена. Они приводят следующие доводы против проверки своих знаний: во-первых, все учителя имеют дипломы о высшем профессиональном образовании, с какой стати чиновники в них сомневаются? Во-вторых, педагоги проходят аттестацию, так что уровень их знаний регулярно проверяется, а сдача дополнительного ежегодного экзамена учителями российским законом «Об образовании» не предусмотрена. «Задача педагогов - организовать обучение   детей, а не сдавать каждый год ЕГЭ», - убеждены авторы петиции. Они считают учительский ЕГЭ унизительной процедурой и фактически призывают коллег его бойкотировать: «В 2015 году учителя 75-й гимназии Московского района г. Казани… получив КИМы, сдали их незаполненными. Может, в этом году всем учителям Татарстана поступить так же?» А в качестве последнего и самого убойного довода приводится следующий: «Энгель Навапович! Может быть, сначала вам сдать ЕГЭ и показать пример учителям?»…

Справедливости ради надо отметить, что орфография и пунктуация авторов петиции оставляют желать много лучшего.

В свою очередь мнения педагогов, опрошенных «ВК» по поводу «учительского ЕГЭ», разделились.

К примеру, недавно вышедшая на пенсию учитель математики лицея им. Лобачевского Татьяна Казакова считает его неправильной затеей.

- Задания для него разрабатываются непростые, - говорит она. - На подготовку к экзамену учителю надо тратить время, нервы, а у него и так работы по горло: вместо того чтобы потратить лишний час на учеников, то отчеты пишет, то планы...

По мнению Казаковой, аттестованные педагоги и без ЕГЭ доказали свою профпригодность, а учителям, преподающим в средних классах, вообще не требуется доказывать свои знания на уровне старшей школы. Опытный педагог также убеждена, что профпригодность учителя складывается не только из знаний, но и из умений доходчиво донести их до учеников.

- А то бывает, педагог знает свой предмет на отлично, а детей не может учить!

Директор казанского лицея №177 Ильдар Имамов в целом - за экзамены для учителей, но считает, что не стоит проводить их часто.

- Учитель не может подготовить ученика к ЕГЭ, если он сам его не сдал, - заявил он корреспонденту «ВК». - Я действующий учитель физики, готовлю детей к ЕГЭ и сам его сдавал. И в сдаче экзамена ничего страшного не вижу - ни для учителей, ни для детей, никакой особой подготовки к нему не требуется. В то же время я убежден, что нет никакой необходимости в том, чтобы учитель каждый год сдавал такой экзамен.