Учителям в Татарстане снова устроили проверку

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Учителям в Татарстане снова устроили проверку

Со вчерашнего дня Татарстан участвует в инициированной Минобрнауки РФ апробации системы оценки компетенции преподавателей русского языка и математики. Как выяснила «Вечерняя Казань», в республике, где уже два года со скандалом проводят местный «учительский ЕГЭ», федеральной проверке на профпригодность подвергнут более 400 педагогов. До конца сентября каждому из них предстоит не только пройти тестирование, но также снять на видео и выложить в Сеть свои уроки.

Кроме Татарстана в эксперименте участвуют еще 12 регионов: Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Хабаровский край, Ленинградская, Курганская, Томская, Московская, Ярославская, Волгоградская и Рязанская области. Цель - «построение национальной системы учительского роста», потому что каждый десятый учитель русского языка и математики, по данным главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, имеет пробелы в знаниях по своим предметам, тогда как русский и математика являются обязательными при сдаче ЕГЭ выпускниками. Для начала через новую систему оценки компетенций, разработанную Российским государственным педуниверситетом им. Герцена, пропустят 4500 учителей в выбранных регионах.

Первыми участниками эксперимента в Татарстане стали вчера два казанских учителя. На базе школы №98 они дали открытые онлайн-уроки, за которыми наблюдали федеральные эксперты, сообщили «Вечерней Казани» в Минобрнауки РТ. Сегодня онлайн-уроки дадут еще два педагога. Имена учителей-пионеров в министерстве держат в секрете.

С 16 сентября открытые уроки, но уже в офлайн-режиме начнут давать остальные участники исследования в Татарстане. Свои уроки учителя должны будут записать на видео, а затем выложить фрагменты в Сеть в личный кабинет на предоставленной платформе. Кроме того, с 14 по 27 сентября учителя должны будут решить профессиональные и методические задачи и сдать тесты, которые, судя по опубликованным демоверсиям, представляют собой творчески переработанные задания из ЕГЭ для школьников. В частности, педагогам предлагается поразмышлять на тему «Что такое подвиг?», «опираясь на жизненный опыт».

Закаленным татарстанским учителям, на которых Минобрнауки РТ и РФ обкатали не один проект, найдется что сказать на эту тему. Тем более что в ноябре их ждет очередной «учительский ЕГЭ».

Напомним, по инициативе республиканского минобра школьные педагоги-предметники ежегодно проходят диагностическое тестирование. На учительские волнения, прокатившиеся по этому поводу в прошлом году, и требования запретить подобные проверки, так как для учителей уже существует система профессиональной аттестации, Минобрнауки РТ ответило введением тестирования и для учителей начальных классов. А министр образования Энгель Фаттахов выразил недоумение, почему учителя боятся сдать один «экзамен» по своему предмету, тогда как дети сдают по пять ЕГЭ и больше. Подводя в декабре 2016-го итоги диагностики, глава Минобрнауки РТ констатировал, что с учителями, которые не преодолели по своим предметам минимальный порог, придется попрощаться...

Примечательно, что учительское недовольство уже успела вызвать и федеральная система оценки профпригодности учителей. 11 сентября в Интернете появилось открытое письмо, в котором педагогическое сообщество выражает «благодарность и восхищение» министру образования РФ Ольге Васильевой и другим идеологам проекта за «организацию неусыпного контроля «компетенций» и «идеально выбранное время» для проведения апробации.

«Лучшего времени для проверки учителя найти было бы невозможно! Ведь именно в сентябре наши учителя маются от безделья и тоски, ходят из угла в угол в своих кабинетах и не знают, чем им заняться. Да, да! Им совершенно нечего делать! Ну, если не считать таких мелочей, как получение в библиотеке и выдача отрокам учебников и пособий, приведение тех же отроков в рабочее состояние после долгих каникул; введение нового расписания и его «притирка» к кабинетам; родительские собрания; заполнение журналов… И вот тут учителю в самый раз озаботиться съемкой двадцати (!!!) уроков и сдачей всевозможных проверочных работ…» - говорится в письме.

В свою очередь в Минобрнауки РТ успокаивают, что результаты федерального тестирования на учителях не отразятся.

- Поскольку это апробация, то индивидуальные результаты учителей не подлежат разглашению, они не будут доступны ни директорам школ, ни органам управления образованием, - пояснила «ВК» ведущий советник Управления общего образования Минобрнауки РТ Гульнара Исламова. - Организаторами будут проанализированы лишь общие результаты.