«Ушли и не жалеем»: почему родители в Татарстане все чаще не пускают детей в школу

Дарья СУББОТИНА
«Ушли и не жалеем»: почему родители в Татарстане все чаще не пускают детей в школу

Рост популярности семейного образования, когда дети не ходят в школу, а постигают науки сами, с помощью родителей и репетиторов, всерьез обеспокоил силовые ведомства в Татарстане. По данным силовиков, у каждого пятого ребенка, не посещающего  школу, родители – радикально настроенные мусульмане, которые в отсутствие контроля государства того и гляди воспитают из своих чад экстремистов. «Вечерняя Казань» поинтересовалась, какие еще причины у родителей, кроме религиозных, не пускать детей в школу.

А  ДОМА ЛУЧШЕ

Семейное образование – достаточно новое явление для России вообще и для Татарстана в частности. Хотя по федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года такая форма обучения доступна каждой семье и каждому ребенку, активно забирать детей из школ родители начали лишь в последние пару лет. При этом можно сказать, что рост желающих получать «семейное образование» идет в геометрической прогрессии. Так, если в 2017 году в Татарстане было 600 детей, обучающихся экстерном, осенью 2018-го их число достигло почти 1000 человек. При этом больше половины детей, не посещающих школу, по возрасту – ученики начальных классов. 

- Число детей, родители которых выбрали такую форму обучения, может как увеличиться, так и уменьшиться на любом этапе учебного года, поскольку по закону переход на семейное образование по решению родителей (законных представителей) с учетом мнения самого ребенка возможен в любой момент обучения, - пояснила «Вечерней Казани» руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. -  Максимальное число таких обучающихся зарегистрировано в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске. Наша статистика показывает, что при переходе из начальной школы в основную, где программа усложняется, родители все-таки решают, что дальнейшее образование ребенок должен получать в школе.

Впрочем, бывает и по-другому… 
 
НА МАТЕМАТИКУ – С «КВАДРАТНОЙ» ГОЛОВОЙ 

- Моя дочь училась в школе с 1-го по 8-й класс, а с 9-го мы решили учиться экстерном. Думали над этим все лето, взвешивали за и против, в итоге ушли из школы, о чем нисколько не жалеем,  - рассказала корреспонденту «Вечерней Казани» Татьяна Череватова, выбравшая для ребенка «семейное образование». – В последние два года моя дочь училась в 131-м лицее, я сама его оканчивала, по математике там действительно дают хорошие знания, преподаватели сильные. Но учебный план, на мой взгляд, построен неправильно. Профильные уроки по математике и физике почему-то ставили всегда после 13 - 14 часов, тогда как учеба у детей начиналась в 8 утра. Получалось так, что на самые сложные и нужные им предметы они шли уже уставшие, с «квадратной» головой. А в лучшие часы стояли ОБЖ, родной язык, история Татарстана - все что угодно, только не математика. С родным языком - отдельная история. С помощью прокуратуры мы  добились, чтобы нам разрешили изучать в качестве родного не татарский, а русский. Но преподавать родной русский стала та же учительница татарского языка. На уроках она просто  давала детям переписывать текст из учебника в тетрадь!.. В итоге мы решили не тратить больше время впустую. Учитывая, что у меня дочь еще профессионально занимается плаванием, у нас каждый час на счету. А без репетиторов в старших классах все равно не обойтись.

Поскольку учебные планы для школ Татарстана с пресловутыми уроками родного языка семью категорически не устраивали, Череватова прикрепила дочь к московской школе, где девочка проходит промежуточную и итоговую аттестацию. Занимается она самостоятельно с помощью интернет-уроков, которые есть на сайте школы, и два раза в неделю с репетиторами.

- Я и дочь очень довольны, - утверждает Татьяна. - Теперь у нее есть возможность высыпаться, делать уроки в своем темпе, заниматься спортом. Прошлую четверть мы закончили всего с тремя четверками. Я вижу, что без лишней нагрузки дочка физически окрепла: раньше она всегда осенью болела, а сейчас прошли полугодие без ОРВИ. С общением проблем нет – с друзьями из лицея она встречается в выходные и после уроков.

Младшего сына-первоклассника Татьяна также думает перевести на семейное обучение, но только по окончании начальной школы, чтобы у мальчика успело сформироваться чувство ответственности и он привык к дисциплине.

Мама другой казанской школьницы, вернее, девочки школьного возраста, Рая Демидова забрала свою дочку из школы в прошлом году, когда та отучилась две четверти во 2-м классе, и занимается с ней сама.

- Семейное образование — отличный вариант для детей, у которых есть проблемы со здоровьем, но недостаточные для того, чтобы перейти на надомное обучение (когда школьные учителя приходят учить больного ребенка на дом. - «ВК»). К примеру, у моей дочери расстройство внимания и гиперактивность. В школе таким детям, а их сейчас много, учиться трудно, даже если это хорошая школа, – отмечает Демидова. - В классе, где 30 человек, дочке было сложно сосредоточиться и усвоить материал. В итоге, когда она возвращалась домой, приходилось тратить еще полдня, чтобы объяснить все заново. К тому же в школах у нас проблема — обычных, обучающих уроков, где детей учат мыслить, делать выводы, крайне мало. В основном их натаскивают перед контрольными, проверочными работами, срезами знаний, ОГЭ, ЕГЭ… Поэтому я решила учить дочку дома: какой смысл тратить полдня на школу, если на выходе мы ничего не получаем?

«ЗНАНИЙ НЕ ДАЮТ»

Судя по сообщениям в родительских сообществах в соцсетях, у семейного образования появляется все больше сторонников:

«Вообще не вижу особой необходимости в школе, т.к. практически по всем предметам приходится ходить на дополнительные занятия к репетиторам»; «Семейное обучение не закрывает ребенка от социума, а спасает его психику от садистов»; «Сейчас многие уходят на семейное образование. Понимают, что знаний сейчас в школе не дают абсолютно. Учителям наплевать на детей. А общаются дети дома, во дворе, в кружках. Этого достаточно вполне». 

Чиновников от образования такая тенденция настораживает. В Минобрнауки РТ отметили, что у детей, которые не посещают школу и воспитываются в отрыве от ровесников, возникают проблемы с социализацией. Кроме того, по данным министерства, результаты итоговой аттестации у «семейников» хуже, чем у обычных школьников.   


ВОЗЬМУТ НА КАРАНДАШ

В свою очередь силовики беспокоятся, что из детей, которые не ходят в школу, могут вырасти асоциальные элементы или, того хуже, экстремисты. На итоговой коллегии МВД по РТ министр Артем Хохорин обратил внимание на тенденцию «бегства» детей из школ по религиозным мотивам. По его данным, у каждого пятого ребенка, который получает семейное образование, родители – сторонники исламского фундаментализма. 

- Воспитание в закрытой среде, уход от общества создают опасность формирования экстремистских ячеек из таких детей, - заявил Хохорин.

- Мы  исходим из того, что, раз дети не ходят в школу, они оторваны от общества, не социализируются, и любые мероприятия, в том числе по профилактике экстремизма, с ними сложно проводить. Тем более что большинство детей, переведенных на семейное образование, — это учащиеся начальной школы, а в это время закладываются азы формирования личности, - разделяет беспокойство Хохорина начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры РТ Завдат Ибрагимов.

По мнению прокуратуры, нужно усилить контроль за такими «надомниками»: одно дело, когда семейное образование — вынужденная мера, к примеру, в семьях военных или в случае с успешными юными спортсменами, и другое - когда это просто прихоть мам и пап.

- Часто этим пользуются родители детей, которые отстают в  учебе, учатся на двойки-тройки. Родители забирают их из школ и переводят на семейное образование в середине года или даже в последней четверти. Дома ребенку не придется краснеть за плохие оценки. Но ведь это не причина для того, чтобы не ходить в школу, лучше учиться он не станет, - уверен Ибрагимов.

Прокуратура РТ рекомендовала минобрнауки и исполкомам на местах определить в каждом городе и районе по одной школе, к которой бы прикрепляли всех «семейников», - так легче контролировать процесс, который уже начал выходить из-под контроля.