В фильме казанца Салавата Юзеева министру показали задницу

Айсылу КАДЫРОВА
В фильме казанца Салавата Юзеева министру показали задницу

Казанский режиссер Салават Юзеев устроил пресс-показ четырех своих новых фильмов, между собой никак не связанных. Это документальная картина «Кукморские парни» и три серии второго сезона проекта «Татарометражки» - короткометражные игровые ленты на татарском языке «Любовь до гроба», «Кое-что из ее дневника» и «Батыр, где ты?». На показе побывала корреспондент «Вечерней Казани».

ПРОСЛАВИЛ ДЕРЕВНЮ КОШКИНО

В основе сюжета фильма «Кукморские парни» - обычаи и традиции древнего татарского праздника Сэрэн, который сегодня продолжают отмечать только в деревне Кошкино Кукморского района. Накануне Сабантуя все неженатые парни Кошкино наряжаются (белая рубашка, бархатная тюбетейка, нарядные короткие кукморские валенки) и дружной компанией, исполняя специальные обрядовые песни, заглядывают в каждый двор деревни, где их уже ждут с угощениями и подарками - вышитыми полотенцами и платками для победителей сабантуевских состязаний.
Сегодня в Кошкино 260 дворов, чтобы побывать в гостях в каждом из них, требуются почти сутки: кукморские парни начинают Сэрэн («сэрэн» переводят с татарского как «процесс оповещения») сразу после полуночи, а заканчивают ближе к вечеру наступившего дня. Съемочная группа Салавата Юзеева сопровождает это праздничное шествие, но зрителям показывают только избранные эпизоды. Впечатляют уже одни только титры: «Осталось 259 дворов», «Осталось 178 дворов», «Осталось 89 дворов»...

В фильме нет закадрового текста - лишь изредка Юзеев, которого зрители не видят, задает участникам шествия Сэрэн и принимающим их жителям Кошкино вежливые вопросы. Из ответов кошкинцев можно понять, что этот праздник в их деревне существует чуть ли не с дореволюционных времен и его не отменяли даже в годы Великой Отечественной. И праздник этот по-настоящему народный, никто из начальства не заставляет кошкинцев его отмечать...

К последнему - 260-му - двору участники Сэрэн буквально валятся с ног от усталости. Именно от усталости - пьяных в картине Юзеева нет. У парней охрипшие голоса, но выглядят они совершенно счастливыми: сдюжили, не сломались, продолжили традицию...

Похоже, что шествие Сэрэн на сегодня не имеет аналогов. Ценность фильма Юзеева среди прочего и в том, что он зафиксировал редкое для людей XXI века явление - по доброй воле быть вместе в радости, помнить и продолжать обычаи предков, сохранять свою уникальность.

"ТАТАРОМЕТРАЖКИ": ВТОРОЙ СЕЗОН

Во второй сезон юзеевских «татарометражек» вошли фантазийные киноистории, которые режиссер сочинил в соавторстве с драматургом Ркаилем Зайдуллой. Во всех снимались актеры Камаловского театра, а в притче «Батыр, где ты?» еще и танцовщик Нурбек Батулла и поэт Айрат Бик-Булатов.

Колоритный, искрящийся энергией и внутренней силой Нурбек Батулла - опасный для кинорежиссеров харизматик. В том смысле, что утверждать его на эпизодическую роль огромный риск: он может перетянуть все зрительское внимание на себя. В новелле Юзеева и Зайдуллы так и произошло. И это при том, что у Нурбека Батуллы была эпизодическая роль без слов! Он просто разыгрывал сцену мирного свидания, закончившегося бурным выяснением отношений, с красавицей Нафисой Хайруллиной. В то время как героями главной истории были совсем другие актеры.

Сюжет этой истории нелогичен: двое мужчин среднего возраста ждут в кафе на берегу реки своего общего друга Батыра (Айрат Бик-Булатов). Друг опаздывает. И вдруг от него приходит видеописьмо: если вы получили это сообщение, то меня уже нет в живых!.. Кажется странным, что мужчины не кинулись сразу же звонить Батыру или его родственникам, не поехали к нему. Герои киноновеллы спокойно продолжили посиделки в кафе, которые закончились явлением живого и невредимого Батыра...
В фильме «Кое-что из ее дневника» сюрреалистичный сюжет разворачивается в современном офисе. Девушки модельного типа безэмоционально, но строго под закадровую музыку Радика Салимова перебирают бумажки. Периодически на экране появляются набранные необычным шрифтом титры - беспокойные мысли одной из девушек, общий смысл которых можно выразить нетерпеливым: «Где же ты, мой герой? Жду не дождусь встречи с тобой!»

Героем оказывается киллер. Он соглашается укокошить начальника девушки. Но начальник не промах: истекая кровью, успевает вонзить в живот киллера канцелярские ножницы...

Самым удачным фильмом второго сезона «татарометражек» можно назвать новеллу «Любовь до гроба». Она держится на великолепной игре Халимы Искандеровой. Ее героиня - старая актриса - стихийно делится мудростью в театральном буфете с актером молодым и робким (Ильгиз Зайниев). Мудрость ее заключается в понимании того, что это неправильно - бояться признаться кому-то в любви и симпатии. Потому что можно не успеть это сделать - жизнь коротка. Бояться выражать свои чувства в принципе неправильно.

Новелла «Любовь до гроба» заканчивается мощной сценой: старую актрису выводят из зрительного зала полицейские. Объясняют, краснея: она со сцены показала министру задницу! Не побоялась. Смелый, хоть и хулиганский поступок актрисы помогает молодому и робкому актеру признаться в любви буфетчице...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.