В Камаловском театре ищут таблетки от коррупции

Айсылу КАДЫРОВА
В Камаловском театре ищут таблетки от коррупции

Антикоррупционный спектакль сыграли вчера в Камаловском театре - сатирическую комедию современного драматурга Зульфата Хакима «Чудо-таблетка». Это русское название спектакля кажется ответом на вопрос, который заключен в оригинальном татарском названии хакимовской пьесы - «Бармы ришвэттэн дэва?», что в буквальном переводе значит «Есть ли от взяток лекарство?».

Среди постановщиков спектакля - номинанты национальной театральной премии России «Золотая маска» в сезоне-2015/2016 режиссер Ильгиз Зайниев и композитор Эльмир Низамов. Зайниев может получить главную профессиональную награду страны за постановку сказки «Сак-Сок» в набережночелнинском театре кукол, Низамов - за музыку к спектаклю казанского ТЮЗа «Из глубины... (художник Ван Гог)». Получат ли они «Маски», станет известно в апреле 2017 года. Ну а пока у всех есть возможность познакомиться с их новой совместной работой в Камаловском театре.

«Чудо-таблетка» в спектакле камаловцев - изобретение уволенного из общеобразовательной школы чудаковатого учителя химии Сайфи Гарипова (Фанис Зиганшин). Он уверяет, что достаточно выпить с утра одну чудо-таблетку с водой - и тебя будет тошнить от всего лишнего и чужого. Волшебное средство Гарипов проверил на приглашенном сантехнике. Тот, не чуя подвоха, выпил водный раствор и по окончании работы всем на удивление не потребовал ни доплаты, ни традиционного подношения в виде стакана водки.

Об изобретении Гарипова написал в районной газете журналист Абузар Шактыев (Олег Фазылзянов). Приукрасил, конечно же. Сенсация местного масштаба - «Появилось лекарство от жадности! Изобретено средство от коррупции!» - неприятно взбудоражила чиновников. Первым начал дергаться глава района Фоат Абзалович (Ирек Кашапов). Он созвал в свой кабинет по очереди всех подчиненных - от заведующей роно Нурии Мутиевой (Фарида Сафина) до эмчеэсника Мухтара Мусина (Минвали Габдуллин). Перед каждым поставил задачу подружиться с ученым-химиком и не допустить, чтобы тот презентовал свое открытие в Казани или, не дай бог, в Москве.

Эта далекая от реальной жизни ситуация в спектакле камаловцев преподносится как фантасмагорическая. Кабинет главы района похож на провинциальный ресторанный зал: позади большого стола для переговоров и огромного сейфа - шторы с ламбрекенами из «новогодних» электрических лампочек, за которыми скрывается шутовской оркестрик. Музыканты в костюмах и гриме клоунов послушно играют бравурный марш всякий раз, стоит главе этого захотеть.


Нелепо выглядят в спектакле не только музыканты. У каждого героя почти что карнавальный наряд. Манера игры актеров - избыточная, с утрированным желанием «чтобы всем стало смешно». Особенно усердствует в этом визгливая Фарида Сафина (заведующая роно), но добивается, увы, обратного эффекта. Как ни странно, интеллектуальной и загадочной выглядит в этом балагане кривляк Наиля Ибрагимова (начальник отдела здравоохранения Бакеева) - актриса, которой последние лет двадцать даже безмолвных эпизодов не перепадало, играет крошечную роль с потрясающим изяществом и чувством меры. На ее аккуратной фигурке идеально сидит костюм: ботфорты, лосины, жакет.

Самый карикатурный персонаж «Чудо-таблетки» - прокурор Ханнанов (Рамиль Вазиев). Чудовищно толстый (на актере надувной пиджак), с брежневскими пышными бровями, важный-преважный, неповоротливый. Он выходит на сцену с птичьей клеткой, в которой сидит не канарейка - плюшевый кот! Теперь его домашнее животное, видите ли, преступник: лишено свободы за вымогательство. Зрители, услышав историю кота, веселятся. Но не так сильно, как при сценке «Добро пожаловать», когда глава района чуть ли не на полусогнутых подает прокурору виски, а его коту - «Вискас».


Эта гастрономическая шутка - одна из самых безобидных в спектакле. Отзывчивая и добродушная публика Камаловского попадается на все юмористические крючки драматурга Хакима, хотя далеко не все из них выглядят пристойно. К примеру, спектакль бы только выиграл, убери режиссер фрагмент с оголяющей зад женой учителя химии. Или эпизоды с прыскающим в недоброжелателей из клизмы мочой химиком. Не говоря уже о повторяющейся сценке с перелезающим через забор неуклюжим журналистом, который при этом дико морщится, ойкает и держится за причинное место.

Чудо-таблетку химик Гарипов никому не показывает. В какой-то момент начинает казаться, что ее и не существует. Но эта догадка не приходит в головы героев спектакля. В надежде найти таблетку они проговаривают все свои страхи: каждый брал и давал взятки, «двигал» родственников, злоупотреблял служебным положением... Каждый боится даже не разоблачения, а своего возможного неумения (из-за чудо-таблетки) жить в коррумпированном мире. А то, что он коррумпирован насквозь, принимается как неоспоримый факт.

Агонию страха подчеркивает танцевальный номер, который исполняют артисты в костюмах денежных купюр. Зажигательная пляска толстеньких пачек евро, рублей и долларов - один из самых интересных в спектакле эпизодов. Ничуть не хуже и другой, тоже хореографический (хореограф - Салима Аминова): под нежную и проникновенную мелодию для струнных (гарантированный хит Эльмира Низамова) в небе танцуют белоснежные бутафорские облака, а на земле - экзальтированная жена учителя химии Руфия (Лейсан Рахимова) в балетной пачке.

Первое отделение спектакля выгодно отличается от второго. После антракта действие начинает терять ритм и «провисать», становится похожим на специфическое шоу Петросяна: крикливые артисты веселятся в поте лица, но смотреть на это неприятно. Самое время изучить главную декорацию - бутафорское дерево, в кроне которого прячется от всех со своими чудо-таблетками учитель химии Сайфи (художник-постановщик - Сергей Скоморохов). Это дерево ужасно. Громоздкое, корявое, оно выглядит таким старомодным и нелепым, будто попало на театральную сцену XXI века с дореволюционного циркового манежа.

Сидящий на этом бутафорском дереве чуть ли не до конца спектакля учитель химии Сайфи Гарипов оказывается вовсе не чудаком. Заискивающие перед ним чиновники что только не сделали, чтобы он спустился: отремонтировали дороги у дома Сайфи, закупили 200 новых книг для библиотеки, где работает его жена, и даже зарплату ей повысили - с 3000 рублей до 7000! На этом не остановились - построили для Гариповых коттедж и подарили автомобиль. «Почему же ты не живешь в коттедже? Я что, зря так долго сидел на дереве?!» - спрашивает жену спустившийся наконец на землю химик. В этот момент зрители смеются (всех коррупционеров обхитрил Сайфи!) и понимают: никаких таблеток от коррупции нет даже в вымышленном мире. Хотя, возможно, их своеобразный аналог в мире реальном - новый спектакль Ильгиза Зайниева, который говорит о коррупции и попытках ей противодействовать как никакой другой театр в Казани. И выводит эту тему в поле активного переживания. Будет ли от этого толк?.. Но хуже - точно не будет.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.