В Камаловском театре учат признаваться в любви

Айсылу КАДЫРОВА
В Камаловском театре учат признаваться в любви

Первую премьеру сезона сыграли вчера в Камаловском театре - трагикомедию современного драматурга Флорида Булякова «Любишь, не любишь». Спектакль, в котором заняты всего четыре актера, поставили актер Радик Бариев и художник Булат Ибрагимов. Слезы и сопли из зала, заполненного до отказа преимущественно женщинами, можно было выносить ведрами.

Это третья постановка Радика Бариева на Камаловской сцене. Несомненно, удачная: актеры — Равиль Шарафи и Дания Нуруллина в ролях Старика и Старухи, а также Ляйсан Рахимова и Раиль Шамсуаров в ролях Старика и Старухи в молодости, - разыгрывают душещипательный сюжет с явным удовольствием, а зрители воспринимают его с все нарастающим интересом.

Сюжет такой: во сне к старику приходит ангел смерти и сообщает, что собирается забрать его с собой на небеса. Однако свидание со смертью можно отложить - при условии, что за три часа старик успеет сделать хоть что-то богоугодное. Одно святое дело продлит его жизнь на десять лет, два - на двадцать и т.д.

С перепугу не так-то легко придумать богоугодное дело. Старики нервничают, не знают, что лучше: подарить свой единственный самовар соседям? Отвезти мед с пасеки детям-сиротам? А может, посадить дерево? Диковинный баобаб, например? Мощный мозговой штурм «откидывает» героев в прошлое. Сценографически сцена воспоминаний о молодости решена довольно предсказуемо: вращающаяся по кругу сценическая площадка увозит стариков в невидимую зрителям даль, а привозит - новые декорации и помолодевших героев.

Старики вспоминают, а зрители видят комичные эпизоды их первой брачной ночи, полные трагизма и отчаяния картины о многочисленных прерывающихся беременностях несчастной женщины, фрагменты тотально суровых будней героев... Периодически жена робко спрашивает мужа: «Ты меня любишь? Или не любишь?». И слышит неизменное бурчание: «Отвечу, когда придет время». Это время наступает в финале спектакля, совсем не счастливом: испуганный старик признается в любви внезапно умирающей старухе.

Равиль Шарафи и Дания Нуруллина играют не дряхлых и несчастных - очень бодрых стариков со шквальным темпераментом. Они легко и быстро бегают, неожиданно высоко прыгают, громко спорят друг с другом. Шарафи в роли Старика свободен, изящен и сентиментален. Он неправдоподобно мил и породист, если думать, что таким он «вырос» из брутального героя в исполнении молодого Раиля Шамсуарова: Шамсуаров играет мрачного деревенского мачо, трудягу с шовинистическими наклонностями.

Восхитительная Ляйсан Рахимова в этом спектакле - всепрощающая и всепонимающая, ироничная и смиренная. Таких, как ее героиня, называют обычно «настоящими женщинами»: их жалеют и ими восхищаются. Ее «превращение» в мудрую Старуху Дании Нуруллиной не вызывает вопросов: эволюция образа кажется логичной. Героиня Нуруллиной - чуткая и самоотверженная. Жаль, что актрису откровенно портит неудачный седой парик, который сидит на ее голове неуклюже, как валенок.

Флорид Буляков написал свою пьесу на русском языке. На очень хороший татарский, специально для Камаловской труппы, ее перевел актер Ильтазар Мухаматгалиев. В паузах и в эмоциональных сценах в спектакле звучит печальная музыка итальянского композитора Людовико Эйнауди: она помогает зрителю грустить и плакать.

Радик Бариев поставил спектакль не столько о любви, сколько о том, что кругом - смерть. Хорошо бы поторопиться сказать тому, кого любишь, что ты его любишь. Хорошо бы успеть.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.