В Казань привезли шляпку с чучелом птицы, которую носила императрица

Айя СУЛТАНОВА
В Казань привезли шляпку с чучелом птицы, которую носила императрица

«Шедевр на шедевре», - говорит о выставке «Петербургский модерн. 1890 - 1910-е годы. Стиль и светская мода», которая открылась вчера в центре «Эрмитаж-Казань», ее куратор Юлия Плотникова - старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. В составе выставки - более 150 экспонатов, и самые заметные среди них - платья, принадлежавшие в свое время императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне.

Мария Федоровна (Мария София Фредерика Дагмар) - дочь короля Дании Кристиана IX, супруга российского императора Александра III, мать последнего российского императора Николая II. Она прожила 80 лет, из них 52 - в России. Родила шестерых детей. Известно, что Мария Федоровна обожала плавать и скакать на лошади, а в молодости, как настоящая акробатка, умела «крутить колесо». Даже в зрелом возрасте она сохранила осиную талию - около 65 сантиметров в обхвате. А ее крошечная ножка (35-й размер стопы) своим изяществом была, по выражению журналистов того времени, «достойна башмачка Сандрильоны».

На выставке экспонируются несколько платьев Марии Федоровны: бальное (из атласа, бархата, шелковых и металлических нитей), визитное (из муара, шелка и кружев), вечернее (из атласа, бархата, шелка, кружев и блесток, с вышивкой)... Бальное и вечернее создал для нее законодатель парижских мод Чарльз Ворт. Туалеты от Ворта носили Елизавета Австрийская, королева Испании Мария Кристина, королева Швеции Луиза, королева Виктория, а также королевы сцены Элеонора Дузе и Сара Бернар. Мария Федоровна, которая была клиенткой Ворта более 30 лет, доверяла мастеру настолько, что могла заказать платье по телеграфу, предоставив на усмотрение мастера выбор ткани и фасона. У Чарльза Ворта был индивидуальный манекен по фигуре императрицы...

Гардероб Марии Федоровны до 1917 года хранился в Аничковом дворце, в фонды Эрмитажа он был передан в двадцатые годы. Гардероб ее невестки - императрицы Александры Федоровны - хранился в Зимнем дворце, а в коллекцию Эрмитажа его передали из фондов Музея этнографии народов СССР в сороковые годы прошлого века.

Экспонаты выставки происходят также из гардеробных в особняках князей Юсуповых и графов Шуваловых. Отдельную коллекцию составляют костюмы, принадлежавшие артистке московских театров Вере Карахан (Дженеевой) и приобретенные Эрмитажем в 1971 году. В этой коллекции - сорти-де-баль (от французского sortie de bal, буквально - для выхода на бал) покроя кимоно, послеобеденные и вечерние платья. Их дополняют аксессуары: веера, зонты, шляпы, сумочки, обувь.

Трудно пройти мимо шляпы с чучелом птицы, которая принадлежала императрице Марии Федоровне. Обращают на себя внимание ее же головные уборы - с черными страусовыми перьями, с веткой белой глицинии, с гирляндами фиалок. А какие у нее были веера! С каркасом из панциря черепахи, слоновой кости, дерева, перламутра... На выставке экспонируется даже веер с изображением российского герба (шелковый, с вышивкой блестками и росписью гуашью).

Все предметы на выставке - образцы стиля, который в России называют модерн (art nouveau - во Франции, modern style - в Англии, jugendstil - в Германии). К началу ХХ столетия модерн достиг наивысшей точки развития. Согласно замыслу этого стиля, все предметы, окружавшие «человека будущего», - начиная с мебели, штор и посуды и заканчивая платьем, шляпкой и веером, - должны быть одинаково значимы и ответственны перед общим законом гармонии и красоты.

Этот стиль был традиционно связан с определенными художественными клише: мягкими, текучими, извилистыми линиями, нежными цветами, необычными колористическими сочетаниями...

Экспозицию дополняют живопись, графика, фотографии. Можно увидеть роскошные портреты княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой (работа Франсуа Фламенга), светлейшей княгини Марии Константиновны Брянчаниновой (работа Николая Богданова-Бельского), баронессы Дарьи Евгеньевны Гревениц (работа Виктора Штембера). Особое внимание стоит уделить произведениям французского художника-графика Поля Элле, выполненным в технике сухой иглы: «Мисс Тейлор», «Портрет молодой женщины в пальто», «Консуэло Вандербильт, герцогиня Мальборо», «Мадемуазель Арле». Искусство этого художника пользовалось огромным успехом в Париже, Лондоне и Нью-Йорке, а теперь его утонченные и элегантные женские образы называют своеобразными символами эпохи модерн.

Представленные на выставке фотографии выполнены в самых разных фотоателье Российской империи - Петербурга, Москвы, Киева, Владикавказа. На них дамы в туалетах, сшитых по последнему слову моды. Запечатленные на фотографиях мужчины демонстрируют умение офицеров и джентльменов с блеском носить как штатский костюм, так и военный мундир.

Значительная часть фотографий принадлежит одному из лучших петербургских ателье Helen de Mrozovsky, которое открыла в конце 1893 года Елена Лукинична Мрозовская - первый официальный фотограф Санкт-Петербургской консерватории. Она начинала свою карьеру как учительница и продавщица, но, будучи неравнодушной к фотографии, в 1892 году решила окончить фотографические курсы при Русском техническом обществе. А сразу после них получила специализированное образование в Париже у известного мастера Феликса Надара. Мрозовская - автор портретов известных артистов, художников, литераторов. Она была фотографом на знаменитом костюмированном балу 1903 года в Зимнем дворце...



Фото Александра ГЕРАСИМОВА