В Казани больше сорока детей не ходят в школу

Ирина ПЛОТНИКОВА
В Казани больше сорока детей не ходят в школу

В России набирает популярность новый формат обучения - семейное образование. «В октябре я забрала двоих детей из школы, а в декабре младший завершил учебу в четвертом классе и перешел в следующий», - рассказала мне по телефону казанская подруга. И пригласила в гости - на урок.

Сергея Горбунова и его супругу Аиду я знаю как раз со школьных лет. Сейчас он предприниматель, она педагог дополнительного образования, руководитель центра «Скауты Татарстана», сыновей у них трое. В школу ходит лишь старший - девятиклассник. Младшие занимаются дома - с мамой и репетиторами, а также виртуальными педагогами на портале новосибирского экстерн-центра. По документам эти казанские мальчишки числятся учениками общеобразовательной школы №83 Новосибирска.

Двойки ставит... мама

Преимущества новой системы для детей в этой семье очевидны. «Теперь мы больше спим, встаем часа на два позже», - говорит 11-летний Данил. «А у меня больше времени, чтобы ходить в кружки - на робототехнику, английский и рисование», - добавляет его 10-летний брат Илья. По словам их матери, к новой системе обучения она присматривалась года три, все это время дети ходили в частную школу.

«А потом мы поняли, что «старую» школу по деньгам уже не тянем, а ни в какую другую переводить детей не хотим. Теперь занимаемся с ними сами. Моя мама и моя племянница - педагоги английского и русского, - рассказывает Аида Горбунова. - Сами не ожидали, что Илья сможет за несколько месяцев полностью освоить программу четвертого класса. Теперь они с Данилом оба пятиклассники. Но цели и дальше прыгать через класс у нас нет...»

Работу мама-педагог не бросает, но значительную часть времени проводит с детьми - составляет план их занятий, следит за его выполнением и помогает с самыми сложными темами. Бывает, что и двойки сыновьям в дневник ставит, если те откровенно ленятся...

Страхи по ЕГЭ и онлайн-экзамены

Отец семейства тоже не остается в стороне, например, смотрит вечером с сыновьями бесплатный видеоурок о государствах Древнего Востока (такие уроки есть по всем темам и предметам) и попутно подбрасывает им идеи и вопросы. Чтобы не заучивали, а думали, искали, анализировали. «Процесс познания - это хорошо, но есть и определенные страхи, ведь в итоге сдавать ГИА и ЕГЭ сыновьям придется в школе...» - говорит Горбунов-старший. Зато мамина двойка, по его словам, на итоговые оценки сыновей никак не повлияет.

А на успеваемость Ильи больше не влияет его нечитаемый почерк. Онлайн-тесты и экзамены ученик сдает за компьютером, находясь с виртуальными педагогами на связи с помощью веб-камеры: так обеспечивается чистота экзамена, ведь порой родителей так и подмывает выдать подсказку. Но нельзя. Кстати, ЕГЭ и ГИА этим ребятам предстоит сдавать уже не дистанционно, а в реальном режиме. Могут прикрепиться к одной из казанских школ, могут поехать в «свою», новосибирскую.

Поборов нет

Основательница веб-сообщества «Семейное образование в Казани» Хадиджа Сабирова тоже сама своим детям педагог. Трое ее детей - ученики питерской школы-экстерната. «Старший пошел было в первый класс, но читать и писать он уже умел, и ему было скучно. Забрали - и ни разу за три года об этом не пожалели. Вместо того чтобы в школе штаны просиживать, мои дети успевают и в медресе сходить, и на тренировки по дзюдо, и на резьбу по дереву», - рассказывает Сабирова.

По словам этой матери, за аттестацию и виртуальные уроки в частном учебном заведении Санкт-Петербурга ей приходится платить чуть более 5 тысяч рублей в год на одного ребенка. Но она уверяет: традиционное образование куда дороже, особенно с учетом регулярного обновления школьной формы и поборов.

«Одной из причин, по которой мы ушли, было нежелание изучать татарский язык - в Питере этого предмета в программе нет, - говорит женщина. - Школа нашему уходу сопротивлялась, хотя норма о семейном образовании появилась в законодательстве еще при Ельцине. В Москве за это родителям даже деньги доплачивали - по 78 тысяч рублей в месяц. Сейчас, насколько я знаю, доплаты остались лишь в Удмуртии...»

«Сверхспособностей не наблюдали»

- Помимо плюсов в этом варианте есть много подводных камней. Ребенок выпадает из социума. У него нет конкуренции, он не может сравнивать себя со сверстниками, и потом, есть еще воспитательные моменты, которые тоже решаются в школе, - умение держаться, говорить. А это остается за кадром, - рассуждает директор частного учебного заведения «Елена-Сервис» Наталья Ахатова и удивляется успехам своего бывшего ученика - Горбунова-младшего. - И потом, я не знаю, как ребенок, у которого никаких сверхспособностей мы не наблюдали, мог буквально за месяц освоить годовую программу!.. Каково качество полученных им знаний, нам неизвестно...

Не менее жаркие споры между противниками и сторонниками семейного образования можно встретить в соцсетях. А между тем из школы детей забирают семьи в Заинске, Альметьевске, Бавлах.

- В Казани, по данным на 1 сентября, на семейном обучении находятся 42 ребенка. Большинство - в начальном звене и в старших классах. Есть те, кто параллельно учится за границей, - сообщила «ВК» главный специалист городского управления образования Светлана Захарова. - Теперь за освоение этими детьми образовательных стандартов по всем предметам отвечают родители.

Согласно закону об образовании, чиновники вправе потребовать возврата ученика в школу лишь в том случае, если он завалил один-два предмета на промежуточной аттестации. Правда, таких случаев в Казани не было, говорит Захарова: «Либо родители возвращают детей через месяц-другой, поняв, что не справляются, либо не возвращаются совсем...». Впрочем, оценивать эффективность «семейных школ» в управлении образования не берутся. Говорят, что слишком мало времени прошло.