В Казани показывают «Даму пик», или Кошмары с оперой

Айсылу КАДЫРОВА
В Казани показывают «Даму пик», или Кошмары с оперой

В прокат вышла новая картина Павла Лунгина «Дама пик». Вчера в кинотеатре «Родина» состоялся пресс-показ фильма, на котором побывали корреспонденты «Вечерней Казани». Никто из съемочной группы на казанской премьере не присутствовал.

«Дама пик» не экранизация повести Александра Пушкина «Пиковая дама» (хотя среди сценаристов картины значится и имя великого русского поэта). Это современный триллер, одна из его сюжетных линий - постановка оперы Петра Чайковского «Пиковая дама», либретто которой, как известно, написано по мотивам пушкинского произведения.

...Музыкальный спектакль в фильме Лунгина ставит оперная дива София Майер (Ксения Раппопорт). Это ее режиссерский дебют, ради которого она возвращается в Россию из-за границы. Знаменитая, богатая, излучающая благополучие. Ее первое появление на экране похоже на трансляцию дорогого клипа: певица в облаках дыма исполняет дивной красоты знаменитую арию Далилы Mon coeur s'ouvre à ta voix из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». Разумеется, поет не актриса Раппопорт - все вокальные номера в фильме озвучивают солисты Большого театра, и, к примеру, Софии Майер подарила свой голос Агунда Кулаева.

Закулисье оперного театра не перегружает стремительно развивающееся действие. В фильме никто из вокалистов не распевается, не бегает к врачу-фониатру, не работает самостоятельно с клавиром - показаны лишь пара-тройка сцен репетиций. Но эти сцены прекрасно раскрывают суть такого явления, как отечественный оперный театр. Бесподобен в эпизодической роли стареющего тенора Владимир Симонов. Актер создал узнаваемый, несколько анекдотичный образ оперного артиста - всегда принаряженного, барственного и со специфическим выражением лица, на котором легко читается тревожный вопрос: «Как я звучу?»

В авангардной постановке Софии Майер стареющему тенору не петь - желанную им партию Германа выбивает молодой Андрей (Иван Янковский). Пылкий фанат меццо-сопрано Майер, обладатель голоса необыкновенной мощи (электрические лампочки взрываются!), Андрей чуть ли не бредит ролью Германа. Он ею одержим: переносит ключевую историю своего персонажа - игру в карты с роковыми тройкой, семеркой и тузом - в собственную жизнь, чтобы «не изображать Германа, а быть Германом». Изначально понятно, что игра в подпольном казино Андрея разорит. Однако молодой актер Иван Янковский, внук великого Олега Янковского, умеет держать зрителя в напряжении: осторожное сумасшествие его героя ужасает и гипнотизирует.

Его бесконечные выкрутасы не трогают лишь Софию Майер. Расчетливая, безжалостная и себялюбивая красавица, она ловко уводит Андрея у его девушки Лизы (Мария Курденевич), тоже певицы и своей племянницы. Кстати, все трое играют в премьерном спектакле: Лиза поет Лизу, София - Графиню. Сцены из авангардной оперной постановки - самые красочные в нарядном триллере Лунгина. Особенно с участием Графини: Майер-Раппопорт исполняет ее в седом панковском парике и гриме ведьмы, медленно передвигаясь по сцене, на которой огромной горой лежат артисты хора и миманса в белых одеждах.


Раппопорт наслаждается ролью Майер. Любопытно, что оперную примадонну она играет уже второй раз. Наблюдать за ее мастерством - София Майер в «Даме пик» нисколько не похожа на Любовь в «Юрьевом дне» Кирилла Серебренникова - и не восхищаться трудно. Среди прочего она заставляет в «Даме пик» вспомнить парадоксальное заключение писательницы Донны Тартт о красоте: «Все, что мы называем прекрасным, заставляет нас содрогаться». Такой, к примеру, факт: все свои изумительные сценические наряды Майер хранит не на плечиках, а на куклах, копирующих ее фигуру и даже лицо. И среди развлечений Майер-Раппопорт - встать в ряд с этими куклами и пугать знакомых.

По-настоящему пугающего в «Даме пик» немало. В фильме есть сцены с удушением, кровопролитием, бандитскими разборками... Но самое страшное - видеть болезненно одержимого человека, наблюдать природу этого явления, которое и оборачивается в «Даме...» всеми перечисленными кошмарами.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.