В Казани смотрят «Нелюбовь», или Дети все портят

Айсылу КАДЫРОВА
В Казани смотрят «Нелюбовь», или Дети все портят

В семи казанских кинотеатрах показывают «Нелюбовь» Андрея Звягинцева - самую обсуждаемую в эти дни российскую кинопремьеру, которая в конце мая на Каннском кинофестивале получила приз жюри. Одна из лучших рецензий на этот фильм называется «От нелюбви не зарекайся». И это правда: кризис в отношениях, острое нежелание друг друга не то что уважать - терпеть - от такого не застрахован никто. Фильм Звягинцева подробно, красиво и странным образом увлекательно показывает множество оттенков этого противного переживания.

В принципе, любви между супругами Борисом (Алексей Розин) и Женей (Марьяна Спивак) никогда и не было. Женя выскочила замуж, чтобы «отлепиться», как она сама говорит во время очередной ссоры, от своей авторитарной и скандальной матери. Ну и потому еще, что забеременела от Бори. Рождение сына ситуацию к лучшему не изменило - наоборот, все стало складываться согласно расхожему утверждению «Дети все портят». 

Зрители знакомятся с историей этой молодой семьи, когда Борис и Женя решают развестись; их сыну Алеше (Матвей Новиков) в этот момент 12 лет. Родители не подозревают, что мальчик не только слышит по ночам все их ссоры, но еще и горько от этого плачет. Когда в один прекрасный день они обнаруживают, что Алеша убежал из дома, это вызывает у них не панику - раздражение. Да потому что он опять все испортил: оторвал каждого из родителей от совсем уже не тайной жизни с любовниками на стороне.

Жизнь с любовником невозможно представить без занятий сексом. В «Нелюбви» все постельные сцены показаны откровенно и буднично - так же просто можно было показывать, как человек чистит зубы, например. А вот «будничный» мат (из-за российского закона о запрете нецензурной лексики в кино, литературе и на сцене) в фильме Звягинцева глушат тишиной. В «Нелюбви» мата совсем немного, но выглядит его «заглушка» довольно убого: герой открывает рот, шевелит губами, а звука нет. Но это уж точно не вина создателей картины.

Реалии современной российской жизни в фильме Звягинцева показаны с документальной беспристрастностью. Тут вам и циничные полицейские, открыто заявляющие, что «потеряшку» лучше всего искать при помощи волонтеров. И православный босс, принимающий на работу в свою корпорацию исключительно крещеных и семейных людей (и увольняющий только что разведенных). И отечественные телеканалы, транслирующие то глупости «Дома-2», то ужасы про Украину в изложении Дмитрия Киселева...

Самые в «Нелюбви» психологически не травмированные - волонтеры поисково-спасательного отряда. Профессионалы своего благородного дела, они умеют слушать и слышать другого. Умеют не осуждать. И быть честными - не дарить надежд без повода, например.

Известно, что некоторых волонтеров в фильме Звягинцева играли настоящие - из знаменитого поискового отряда «Лиза Алерт». Можно предположить, что никакие профессиональные актеры так достоверно эти роли не сыграли бы. Но нельзя не заметить, что абсолютно все герои «Нелюбви» поражают  точнейшей игрой. Это просто космический уровень актерского мастерства!

В фильме нет однозначного ответа на вопрос, куда же пропал мальчик Алеша. Обветшалые объявления о его поисках все еще висят на улицах города, хотя им уже года два, если не больше. Это становится понятно, когда Звягинцев показывает жизнь главных героев своей драмы после развода. У Бориса новая «нелюбовь» - с молодой женой, маленьким капризным ребенком и суетливой тещей. У Жени - молчаливое общежитие с приветливым и благополучным бизнесменом Антоном (Андрис Кейшс). Хочется верить, что в молчании Жени и Антона еще есть любовь. Хотя бы потому, что это от Антона Женя впервые услышала, что «нельзя жить в нелюбви»...

А вот что думают про фильм «Нелюбовь» казанские зрители.

Эльмир Низамов, композитор:

- Я не часто плачу в кино, а здесь еле сдержался. Даже придя домой, готов был разрыдаться от только что увиденного. Хотелось плакать от того, что Звягинцев будто взял кинематографическое зеркало и показал нам нашу же жизнь - этот невыносимый порочный круг нелюбви в природе, который рождает нелюбовь... Это не то кино, которое хочется обсуждать за достоинства или недостатки. Это кино, которое меняет тебя и, нажимая на самые больные точки, тебя лечит. По крайней мере, мне в это хочется верить. А главный парадокс в том, что Звягинцев показывает нам столько ненависти в фильме, что ты выходишь с огромной потребностью... в любви! И с желанием дарить ее, чтобы хоть немного уменьшить нелюбовь в нашей жизни.

Михаил Колчин, режиссер документального кино:

- Интересно, что у нас не могут обсуждать фильмы Звягинцева, не разделившись на «своих» и «чужих», не обвиняя автора в чернухе, высокомерии, неправдоподобности сюжета и деталей, искусственности, излишнем пафосе. Из раза в раз такое происходит, от картины к картине. То есть нельзя просто так взять и посмотреть «Нелюбовь», без претензий. Это мне не нравится, а сам фильм, скорее, понравился.

Диляра Хузина, концертмейстер Казанского хореографического училища:

- Если пытаться выразить словами все, что растревожил во мне этот фильм, получатся очевидные, всем понятные выводы. Что нельзя жить в нелюбви, что нельзя не любить детей и что дети должны быть желанными. Им и так трудно в большом и непонятном мире - родительская любовь для них важный жизненный ориентир. Иначе получается то, что получается. В этом фильме. И в жизни, что самое страшное. Нелюбовь рождает нелюбовь, и так до бесконечности, по замкнутому кругу. Но в итоге во всей этой «Нелюбви» любовь все равно побеждает, потому что зритель выходит из кинотеатра потрясенным, опустошенным, но с установкой быть добрым... О том, какая это потрясающая кинематографическая работа, можно и не говорить, поскольку имя режиссера Звягинцева - уже давно знак качества.