В мэрии Казани считают, что кондуктор, пригрозившая опозорить пассажирку на весь салон, по сути права

Евгений АКСЕНОВ
В мэрии Казани считают, что кондуктор, пригрозившая опозорить пассажирку на весь салон, по сути права

Казанцы продолжают обсуждать попавший на видео скандал в автобусе 37-го маршрута, куда пересели пассажиры сломавшегося 34-го, пожелавшие проехать по уже купленным билетам и натолкнувшиеся на жесткое противодействие со стороны кондуктора. «Вечерняя Казань» поинтересовалась в мэрии города, кто прав в конфликтной ситуации и на что имеют право пассажиры в случае поломки автобуса во время поездки.

Напомним, накануне по соцсетям разлетелось видео, снятое пассажирами сломавшегося на ходу автобуса 34-го маршрута, в итоге им пришлось пересесть в 37-й автобус, идущий в том же направлении. Кондуктор потребовала от вошедших оплатить проезд, объясняя, что их автобус принадлежит совсем другому ПАТП и возить «на шару» они никого не обязаны. Пассажиры возмутились, дескать, они не виноваты, что автобусы ломаются на полдороге, что это не их проблемы, а проблема города, где существуют единые тарифы на проезд и единая транспортная карта. Однако девушка-кондуктор была непреклонна, бросив в лицо наиболее упорной в своем нежелании платить пассажирке фразу, взорвавшую соцсети:

- В следующий раз попадетесь, я вас сразу на ходу выгоню и опозорю еще! Опозорю на весь салон!!!

Мнения казанцев по поводу конфликта разделились: одни встали на сторону кондуктора и даже пожалели ее нервную систему, другие уверены, что правы пассажиры.

В пресс-службе мэрии на вопрос «Вечерней Казани», на чьей стороне правда, сообщили, что кондуктор автобуса 37-го маршрута действовала в полном соответствии с Правилами пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования г. Казани, утвержденными Казгордумой 11 июня 2009 года.

Согласно им при поломке транспортного средства на маршруте предусмотрено всего два варианта действий. Либо водитель и кондуктор пересаживают пассажиров в автобус того же маршрута, в котором они смогут проехать по уже купленным билетам (при безналичной оплате транспортной картой кондуктор сломавшегося автобуса переводит валидатор в служебный режим и передает деньги своих пассажиров другому кондуктору).

«В случае невозможности предоставления перевозчиком другого транспортного средства взамен сломанного осуществляется возврат денежных средств за неоказанную услугу, - говорится в ответе пресс-службы мэрии и при этом уточняется: - В связи с фискализацией продаваемых билетов и использованием в транспортных средствах контрольно-кассовой техники кондуктор не имеет права самостоятельно осуществлять возврат денежных средств в салоне транспортного средства. В соответствии с законом «О защите прав потребителей» данный возврат осуществляется в течение десяти дней с момента предъявления соответствующего требования пассажира. Возврат наличных денежных средств осуществляется в офисе перевозчика по письменному заявлению пассажира. Информация о перевозчике размещена в салоне транспортных средств. В случае использования транспортной карты пассажир должен обратиться в письменном виде в пункты работы с населением ОАО «Транспортная карта» (ул. Некрасова, 24, офис 114, ул. Чуйкова, 1а, офис 202)».

Признав правоту кондуктора по сути, в пресс-службе мэрии отметили, что по форме она была все-таки не права: «Что касается поведения кондуктора, то с ней проведен дополнительный инструктаж по культуре обслуживания».

Между тем скандал в 37-м автобусе, ставший предметом широкого обсуждения, - не первый и не последний. С 1 июня в автобусах чуть ли не ежедневно происходят конфликты кондукторов с пассажирами по поводу невозможности оплатить проезд банковской картой. Ведь городские власти обещали казанцам предоставить такую возможность с 1 июня. И народ поверил...

- Вчера я стала свидетелем безобразной сцены с участием кондуктора автобуса маршрута № 54. Молодой человек попытался оплатить проезд банковской картой, но оказалось, что эта система у них не работает, - рассказала корреспонденту «Вечерней Казани» замдиректора Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Ляйсан Абдуллина. - При этом кондуктор в очень агрессивной форме потребовала у пассажира оплатить наличными или выйти из автобуса. Парень удивился: «Как же так? Было объявлено, что в Казани введена бесконтактная оплата проезда на транспорте, а у вас она не работает». Молодой человек полез в карман искать мелочь, но 27 рублей у него не набралось. В это время на улице лил дождь, и ехавшие вместе с нами сердобольные женщины предложили заплатить за него. Но кондуктор категорически отказалась брать у них деньги и потребовала: «Пусть заплатит сам или выходит на следующей остановке». Парень тоже сказал, что ему неудобно, если за него будут платить женщины, и вышел на улицу под проливной дождь.

Напомним, что по этому поводу в городском комитете по транспорту «Вечерней Казани» уже заявляли, что оплата банковской картой - лишь дополнительный сервис, а если он недоступен, пассажир обязан оплатить проезд другим способом, так что наличные деньги или транспортную карту нужно всегда иметь при себе.